О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Category:

«ОБРАЗ БУДУЩЕГО» В ВИДЕ ЕГЭ-2030

https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_15960
21 февраля в Москве прошла конференция «Образ будущего и компетенции выпускника-2030». По материалам конференции можно сделать вывод, что «образ будущего» в понимании её участников – это будущий образ ЕГЭ. Всё мероприятие прошло под знаком единых экзаменов, словно наша школа существует для ЕГЭ и без ЕГЭ немыслима, и вузы нужны лишь для того, чтобы принимать абитуриентов, сдавших ЕГЭ. Впрочем, с точки зрения Минобра, оно так и есть. (Совсем недавно Васильева подписала приказ об «оценке эффективности вузов», где «качество образования» в университетах определяют исключительно по баллам ЕГЭ зачисленных студентов (см. https://vk.com/wall-62604527_15796 ).)

Это был форум егэшной братии, которая собралась, как на праздник, и упоительно отчитывалась о проделанной работе, мечтала о бесконечном её продолжении, строила прожекты и говорила, говорила, говорила… , демонстрируя свою полную несовместимость с дальнейшим существованием страны.

Директор ФИПИ Решетникова заявила, что «в настоящее время Единый государственный экзамен отражает то, чему учат в школе». Изумительно точная фраза. А ведь ещё пять лет назад мы бы стали категорически возражать, что ЕГЭ – никакое не зеркало, а самый эффективный инструмент переформатирования школы. А теперь – всё. «Консенсус достигнут», школа действительно учит только тому, что нужно для ЕГЭ, и они отлично «отражают друг друга».

Глава Минобрнауки Васильева напомнила участникам конференции, что одна из задач школы — «воспитание человека», поэтому в систему оценки качества образования необходимо включить соответствующие критерии.
С такими капитанами доживём и до ЕГЭ по воспитанию.

Естественно, что больше всех говорил Кравцов из Рособрнадзора («он большой профессионал, он прекрасно знает регионы, знает вообще всю систему образования в России» – так его характеризует Васильева – см. http://www.sib-science.info/ru/news/glava-minobrnauki.. ):

«Прорывные технологии, включая облачные технологии и блокчейн, будут применяться на ЕГЭ. Они позволят более эффективно работать с результатами экзамена, и время обработки результатов экзамена может сократиться в два-три раза.»

Рособрнадзор шагает в ногу со временем. Лет пять назад в приведенной выше цитате вместо блокчейна стояли бы нанотехнологии. Видно, что Кравцов не лыком шит, однако сокращение времени обработки с нынешних двух недель всего в «два-три раза» маловато будет для «облачных технологий». Ведь сей деятель заявил, что 2030 году «творческую часть» ЕГЭ будут проверять не эксперты, а «искусственный интеллект», попросту говоря, работающая по алгоритму компьютерная программа.

Оно и сейчас так, по сути. Вся работа ФИПИ по натаскиванию экспертов ЕГЭ к тому и сводится, чтобы они действовали строго по алгоритму. Не всегда получается, правда, человек – не машина, но главного добились: дети пишут свои «экзаменационные сочинения» исключительно по алгоритму. Поэтому, в чём проблема? Выпускник набирает текст на компьютере (впрочем, Минобр может заставить и печатные буквы в клеточках писать, до него «цифровые технологии» доходят медленно), разбивает его на блоки, ставит соответствующие маркеры. А дальше нажимаем кнопку, и оценка готова. Вот вам весь «творческий ЕГЭ», как он есть.

«Будет развиваться устная форма ЕГЭ.»

А что там может «развиваться»? Есть "говорение" по иностранному, можно ввести говорение по литературе (чтение стихов наизусть). Но на этом – всё. Никаких других «устных ЕГЭ» не бывает и быть не может (см. https://vk.com/wall-62604527_8222 ). Уже есть опыт с «устной частью» ЕГЭ по русскому. Васильева полгода носилась с этой идеей, а кончилось тем, что вроде введут устное собеседование с учителем словесности в 9 классе как допуск к ОГЭ. Да и это ещё вилами на воде писано, потому что бессмысленность подобного «экзамена» совершенно очевидна.

«В 2030 году будет возможно сдавать экзамен не только в конце обучения, но и после завершения изучения каждого предмета.»

ЕГЭ – это вступительный экзамен в вуз. Если абитуриент сдаёт его «после завершения изучения предмета» и потом по этим баллам (спустя годы) поступает в университет, то он может напрочь забыть всё, что когда-то учил. Вступительные экзамены всегда сдавали перед поступлением, ибо их главная цель — обеспечить уровень знаний, необходимый для дальнейшего обучения. Деструктивность подобного предложения для высшей школы очевидна.

Что касается самой идеи, то хочется сказать пару слов в её развитие. На наш взгляд, можно разрешить «сдавать экзамен» не только «после завершения курса», но и экстерном, как только школьник почувствует, что в состоянии с ним успешно справиться. Так нынешние «выпускные» базовый ЕГЭ по математике и ЕГЭ по русскому на минимальный балл допустимо принимать у всех желающих, начиная с первого класса. Тут можно развернуть захватывающее соревнование между школами страны, публикуя процентные доли учеников, выполнивших современные требования итоговой аттестации по каждому классу, с первого по одиннадцатый.

А ещё Кравцов предложил «создать международный стратегический совет по вопросу разработки требований к результатам ЕГЭ-2030 [нашего ЕГЭ, разумеется, нигде больше подобной системы нет]» (см. http://tass.ru/obschestvo/4977385 ). И некоторые эксперты «уже дали согласие».

Здесь он дал слабину. Показал, что не очень уверен в себе и соратниках, и решил для подкрепления привлечь «западных партнёров». В том, что они его поддержат, можно не сомневаться. Есть, правда, риск попасть в списки «иностранных агентов», но в вопросах образования «эксперты» будут себя вести предельно деликатно, понимая всю важность этой сферы для уничтожения России.

Впрочем, не исключено, что мы ошибаемся, и Кравцов просто решил легализовать работу своих западных кураторов. Здесь стоит напомнить, что нашу страну ругают за что угодно: за отсутствие демократии, за коррупцию, за агрессивную внешнюю политику, за ответные санкции и т. д. Но никогда — за губительные «реформы» в сфере образования.

Так нужно ли воспринимать всерьёз прошедший шабаш егэшной шушеры?
В содержательном плане, разумеется, нет. Их прожекты канут в лету, не начавшись, ибо это, по большей части, нереализуемая пустопорожняя болтовня. Однако сам массированный вброс в общество темы ЕГЭ накануне выборов любопытен.

Всех кандидатов в президенты избиратели постоянно спрашивают о единых экзаменах. И не потому, что опасаются их отмены или боятся, что ЕГЭ прекратят «совершенствовать». Ровно наоборот. И когда гарант приводит затасканный аргумент про «мальчика из провинции», который по ЕГЭ «поступает в любой московский вуз», он должен понимать, что «ЕГЭ уже давно пришёл в каждую семью». А вместе с ним пришло и понимание того, что к единым экзаменам можно хорошо подготовиться только у репетитора или в профильном классе. В Москве вся школа уже профилирована, а в небольшом посёлке, где всего один выпускной класс, профильного обучения нет и быть не может. Как и хороших репетиторов. Потому Москва и крупные города безжалостно забивают по результатам ЕГЭ нашу периферию, а «мальчик из провинции» уходит в прошлое . На этом фоне похвальба Собянина об успехах столичного образования (он тоже говорил на форуме) выглядит политически некорректно, мягко говоря.

Словом, позитив о ЕГЭ — не тот репертуар, с которым надо выступать в преддверии выборов. Излишняя настойчивость в этом вопросе заставляет избирателей задуматься и искать в списке кандидатов того, кто адекватно выражает представление народа о качественном образовании.

Интересное и полезное занятие, на наш взгляд.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments