О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

ОБРАЗОВАНИЕ: В ПРЕДЧУВСТВИИ ПЕРЕМЕН

https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_16989
Не так давно Высшая школа экономики и ЦСР Кудрина опубликовали доклад «12 решений для нового образования». Мы не будем анализировать этот текст, отметим лишь, что авторы бесспорно старались предложить только «всё самое хорошее» (в их понимании, разумеется, и в «понимании власти» с учётом текущих трендов).

Доклад был подвергнут разгромной критике (см. https://vk.com/wall-62604527_16945), при этом речь шла не только о его содержании, но и о самих авторах – «реформаторах» образования с двадцатилетним (и более) стажем. Это Кузьминов, Фрумин, далее – Асмолов, академик Семёнов и проч. Всю эту публику именуют «серыми кардиналами реформ», проводниками внешнего управления. Именно они подводили «идеологическую базу» под разгром российской школы. Однако сразу отметим, что наличие такой команды ни в коей мере не снимает ответственности с тех, кто принимал соответствующие законы, издавал распоряжения, приказы, подписывал их, доводил до исполнения, безжалостно подавляя всякое сопротивление и инакомыслие.


Есть версия, что ни один чиновник от образования шагу ступить не смеет без одобрения Кузьминова и Ко. Но такую точку зрения опровергает сам факт появления обсуждаемого доклада. «Серые кардиналы», держащие в руках все нити влияния, работают молча. Выходить на публику с «программой преобразований» для них – нонсенс. Это не медийные личности, они не пиарят свою деятельность. Для впаривания массам «великих достижений» существуют другие структуры: СМИ с проплаченными журналистами, министр, её замы, пресс-секретари и т.д.

Но доклад появился. О чём это говорит?
Ясно, что все проводимые реформы в сфере образования соответствуют интересам Запада, и команду Кузьминова можно скопом записывать в пятую колонну. Но здесь надо отметить, что интересы правящего класса РФ в этой сфере ничем не отличаются от пожеланий «партнёров». Российская «элита», присвоившая национальное достояние великой страны, понимает, что совершила преступление, которое на Руси не имеет прощения и срока давности. Поэтому ей категорически не нужен образованный народ, способный поднимать такие вопросы.

«Реформаторы» просто выполняли заказ власти и при этом ни в коей мере не командовали ею. Они и дальше готовы работать на этом поле. Их доклад – это заявка «на участие в тендере» по освоению солидных бюджетных средств. Тут надо ещё раз подчеркнуть, что «серые кардиналы» заявок не пишут. А эти «проверенные товарищи» всего лишь хотят продолжать привычное денежное дело. Был заказ разрушать – разрушали, соберётесь возрождать (вдруг времена поменяются?) – будут «восстанавливать».

И здесь мы выходим на вопрос «о смене времён».
Санкции, Скрипали, Сирия, обвал рубля и фондовых рынков создают впечатление, что история подвела нас к точке бифуркации, проще говоря, к перелому эпох.

Конечно, есть мнение, что всё устаканится, «элиты» договорятся между собой, а издержки процесса, как обычно, оплатит народ.

Однако есть и признаки иного ряда. В этом смысле показательна недавняя статья небезызвестного Суркова, который, в отличие от упомянутых «реформаторов», умён и действительно играл важную роль в политическом процессе последних десятилетий. Он объявил (см. https://www.kp.ru/daily/26817/3853772/ ), что стремление российской «элиты» всеми силами встроиться в Запад (отдали половину территории, разрушили экономику, предали всех союзников) закончилось ничем: в отношении РФ «партнёры» демонстрируют логику басни Крылова: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Путь на Восток нам тоже заказан: там иной менталитет, иные правила. И вывод: «Россия обречена на века геополитического одиночества».

Любопытно сопоставить с этим тезисом высказывание президента: «Нам не нужен мир, в котором нет места России».

В сети опубликовано много толкований позиции Суркова. Нет смысла перечислять претензии к этому мастеру деструкции, который вдруг заявил, что собирается заняться созиданием; или критиковать его позицию стороннего наблюдателя, чуждого сопереживанию и боли за свою страну (один только термин «страна-полукровка» чего стоит); тем более, нет оснований выражать бурную радость по поводу переориентации (на его примере) «сильных мира сего». Но в сурковском тексте обозначен курс, который немыслим без опоры на народ, причём народ образованный.

Нынешнее состояние отечественной школы и её ближайшие перспективы несовместимы с заявленной линией. Наивно думать, что «архитекторы процесса» не догадываются об этом. Им отлично всё известно. Реальное управление образованием в стране отсутствует. «Управленческие импульсы» Минобра и его низовых структур в лучшем случае плодят лишь бессмысленное бумаготворчество, а в худшем — являются неприкрытым вредительством. Длительная работа в таком режиме почти полностью выбила из системы дееспособные кадры на всех уровнях, вплоть до директоров (ректоров) образовательных учреждений. Быстро перевести эту систему в иное качество не сможет даже министр, обладающий командой единомышленников и хорошо понимающий ситуацию. А сегодня в Минобре нет ни того, ни другого, и взять неоткуда.

В сложившейся ситуации подъём образования надо начинать с устранения рукотворных разрушающих факторов. В этом списке одно из первых мест занимает система ЕГЭ в её нынешнем виде (см. https://vk.com/doc-62604527_437327207 ). Минобр следует незамедлительно лишить всех указующих и контролирующих функций. Это абсолютно необходимый шаг, возвращающий доверие школьному учителю и вузовскому преподавателю и одновременно возлагающий на них ответственность за качество обучения. Главной заботой министерства при этом должен стать кадровый вопрос. Свобода и доверие в работе и творчестве выдвинут реальных лидеров, из которых можно будет выстроить управленческую вертикаль — снизу вверх, которая будет профессионально состоятельна и авторитетна. Тогда придёт время для создания единого образовательно пространства, единых программ и учебников, возрождения системы качественного образования для всех, без которой невозможен обсуждаемый проект.

Вокруг России складывается ситуации, когда власти реально может понадобится народ. Не для того, чтобы пойти на выборы и проголосовать за нынешнего президента. Речь идёт о масштабных исторических деяниях. И чтобы такая «работа адова была сделана», власти придётся обратиться к людям с памятными словами: БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Такой призыв дозволено произносить лишь один раз в эпоху, и чтобы его услышали и отозвались, требуется большая работа по восстановлению доверия. О реальном начале этой работы можно будет говорить лишь тогда, когда будут приняты конструктивные решения в сфере образования.

Если это случится, можно будет забыть фамилии Кузьминова, Асмолова и других. К реальной политике их новые прожекты никакого отношения иметь не будут.

Но, не оставляя надежд на здравый смысл загнанного в угол руководства, мы не должны забывать, что нашим главным и единственным оружием остаётся агитация и пропаганда, разъяснение сути нынешней убийственной политики в сфере образования. Конечно, в этом плане важно обозначить и роль теневых идеологов «реформ». Но перенос центра критики на них снижает меру ответственности чиновников, которые проводили и проводят в жизнь все вредительские решения. Трактовка действий власти как подчинение «неодолимой силе» была бы грубой ошибкой в нашей работе. Объяснение нынешнего положения в образовании внешними факторами (неважно какими: длинной рукой «вашингтонского обкома» или законами рынка) выводит из поля критики руководство страны и уменьшает шансы на перемены, о которых сказано выше.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments