О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Александр АФАНАСЬЕВ: НА ПОСЛЕДНЕМ РУБЕЖЕ

https://www.sovross.ru/articles/1689/39290
В конце 1980-х годов в СССР в интеллигентской среде набрало силу идейное направление, нацеленное на раскачивание и расшатывание советской государственности.

Извне раздербанивание Советского государства осуществлялось открытыми нападками на руководство страны Александра Солженицына и умелой пропагандой западными СМИ так называемых преимуществ «открытого общества».  Внутри в том же направлении тихой сапой действовали «кроты» либерализма – Виталий Коротич («Огонек»), Андрей Дементьев («Юность») и редакционное ядро «Нового мира».


Именно в это полное тревог и надежд время появляется талантливое произведение Владимира Войновича – роман-анекдот «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина» («Юность», 1988, №12 и 1989, №№1, 2). Задуманный еще на пике хрущевской «оттепели» (1963) роман-аллегория до этого момента расходился сначала в самиздате, затем был опубликован за рубежом (1975, Париж), но настоящую силу обрел в нашей стране в канун распада Советского Союза. Мастерски нанесенный сатирический удар угодил в самую десятку, вскрыв в издевательском тоне наиболее уязвимые места (ахиллесовы пяты) советской системы.

Не будет преувеличением сказать, что это произведение, по крайней мере в молодежной среде того времени, по своему взрывному эффекту было подобно психологической бомбе очень большого калибра. Все вроде бы оставалось на своих местах, и люди внешне были те же, но дух человеческий подвергся распаду. На первый взгляд «Иван Чонкин» казался простой юмореской, бесшабашной игрой фонтанирующего ума и безобидным зубоскальством. Но его подтекст был ядовито саркастическим, нацеленно разрушительным и непримиримо враждебным по отношению к существующему строю. И не только к нему.

По признанию Владимира Войновича, Чонкин у него – собирательный образ. Имя Иван дано автором своему герою вовсе не случайно. Ибо Чонкин, по замыслу Войновича, должен был представлять осовремененный сказочный типаж русского Иванушки-дурачка, «немного смахивающего» на Швейка и Василия Теркина. Но это по замыслу. Фактически же получилась злая пародия не только на этих литературных героев, но и на советскую действительность. По отмороженному шутовству и полному отвержению патриотичной героики роман Войновича больше сравним с английским кинокомиксом, посвященным мистеру Питкину из «породы бульдогов».

Первая серия английского фильма, созданного режиссером Джоном Карстэйрсом и вышедшего на экраны в 1960 году, называлась «Мистер Питкин в тылу врага». Но если герой фильма Карстэйрса путем ряда нелепостей оказывается во время войны в тылу у немцев, то солдат Иван Чонкин по прихоти Войновича вынужден сражаться в собственном тылу, причем врагом у него, по сути, явилась вся советская система. В ее критике либерал-западник Владимир Войнович оттягивается по полной. Здесь у него и доносчик «селекционер» Гладышев, гонящий самогон из дерьма, и горький пьяница на посту председателя колхоза, и капитан НКВД по фамилии Миляга. В отличие от английского Питкина, смахивающего на идиота, Чонкин у Войновича – якобы простой русский парень, которого делает идиотом окружающая его действительность – «идиотская», по определению сатирика.

Метаморфозы хрущевской оттепели, злобное западничество Войновича, провоцирование героя на войну с НКВД, откровенные нападки на советскую систему, – все это наводит на размышления об истоках и сути российского либерализма. Английский фильм о «бульдоге» Питкине появился на свет спустя 6 лет после Фултонской речи Уинстона Черчилля, в которой он определил политическую цель и общую стратегию Запада в борьбе с Советским Союзом. Продюсеры и авторы комедии о Питкине наметили контуры тактических средств этой борьбы. По сути, это был сигнал творческой элите о демонстративном выходе из «тяжелой» военной тематики и переходе к смакованию легкой, беззаботной «мирной» жизни.

Объявив войну, по личным соображениям, культу личности Сталина, Никита Хрущев в объективном плане подыграл Западу в его стратегической игре против СССР. А наша творческая интеллигенция как будто только и ждала сигнала с Запада, чтобы подключиться к подрыву устоев Советского государства. Зерна сомнений и раздора были брошены именно в хрущевскую эпоху, хотя всходы дали ближе к появлению на политическом олимпе разрушителя Михаила Горбачева. Либерализуя советскую систему и делая при этом упор на гласности как главном средстве демократизации советского общества, Горбачев выпустил джинна разрушения государственных устоев и тем самым обрек систему на неминуемое поражение.

Но Войнович не учел одного. Заложенный им в Чонкине русский Иванушка-дурачок и в сказках, и в жизни – очень непростое явление. Да, этот герой прост – сущностно прост и наивен, вплоть до кажущегося идиотизма. Но это святая простота, простота князя Мышкина, воплотившего в себе идеал человечности. У Вани Чонкина несколько иная, более приземленная простота, но она тоже святая. Чонкин – неподкупный страж государственной собственности и самого принципа государственности. Ему доверили охрану неисправного, но боевого самолета, посаженного в тылу на запасном аэродроме. И он до конца выполняет свой воинский долг и хранит верность присяге, несмотря ни на кого и ни на что.

Процесс разрушения советско-российской государственности, давший трещину при Хрущеве, пущенный на самотек Горбачевым и подвергнутый грубой ломке Ельциным, сегодня подходит к своему последнему рубежу – к той роковой черте, за которой начинается анархия и смута. Куда уж дальше идти в этом процессе, когда к разрушению государственной системы системно подключились руководители и носители этой самой государственности! Наверняка новые Минины и Пожарские в России могут и должны появиться в ходе новой Смуты. Но в преддверии ее, пока российская государственность еще не перешагнула через свой последний рубеж, вся надежда на ее сохранение и последующее развитие остается исключительно на Чонкиных и Иванушках-дурачках, верных долгу и служению Отечеству.
Посудите сами. Частный интерес, разрушительный для любой государственной системы, сегодня в России проник во все поры. В политической сфере тон задают злейшие враги государства – либералы.

Российская экономика прибрана к рукам олигархами, которых официально нет, но которые де-факто заправляют всем и вся. Общество разбилось на семейные кланы, скопища карьеристов, конкурирующие группы и группировки и клубы по интересам. Интеллигенция либо угодничает перед сильными мира сего, либо сеет недовольство всем и вся, либо проедает богатое культурное наследство предков, не внося от себя ничего нового. Даже некоторые представители Церкви не удерживаются от мирских соблазнов и дарят небесное прощение откровенным земным лихоимцам.


Все это происходит в самый критический для России и всего российского народа исторический момент. Всем и каждому в стране известно, что в мире есть враг. Враг подлинный, реальный – враг человека и человечности. У него есть имя – Соединенные Штаты Америки. Его идолом является золотой телец, и он мнит себя даже не могущественным Древним Римом, а осовремененным библейским Вавилоном, возносящим свою гордыню до небес. Этот враг нацелился на мировое господство и принуждает к покорности народы, страны и континенты, последовательно и беспощадно устраняя непокорных.

Этот враг сегодня сжимает кольцо вражды и ненависти вокруг России. Не потому, что наша страна угрожает Штатам или покушается на их свободу и независимость. Нет, совсем по другой причине. Просто потому, что Россия не хочет им покориться и, более того, помогает отстаивать независимость других государств. Но больше всего бесит американских ястребов то, что Европа в своей массе им покорилась и во всем подыгрывает, а Россия противится и находит поддержку ряда других государств, включая Китай. Этот вполне естественный процесс воспринимается в США как бунт, мятеж и призыв к сопротивлению.
Дональд Трамп и американская ястребиная элита, вставшие на путь войны со всем миром во имя собственных гегемонистских национальных устремлений, почему-то забывают об уроках далекого и совсем недавнего прошлого. Меняются претенденты на мировое господство, но Россия остается сама собой. В свое время Россия встала на пути кровавого монгольского нашествия и, претерпев его невзгоды, не только восстановила, но и умножила свою державность. То же самое произошло с нашествиями наполеоновских войск и гитлеровских полчищ. И где сейчас Монголия, Франция и Германия? Дошло даже до того, что Германия униженно просит Трампа разрешить ей снять санкции с России в индивидуальном порядке!

Россия же стоит. Терпит наветы, унижения и материальные лишения, но продолжает упрямо стоять. И будет стоять до конца, чего бы ей это ни стоило. А все потому, что сама Россия является последним рубежом национальной и государственной независимости в мире. Причем не только независимости, но и многого другого. Человечности, например, справедливости, всего букета Моисеевых заповедей и духовно значимых заветов Иисуса Христа. Не может быть, чтобы эти нетленные ценности, на которых зиждется все бытие и благополучие человечества, были брошены на поругание и с презрением и цинизмом растоптаны распаленной алчностью, дьявольским эгоизмом и надменной гордыней. Ибо если это случится, само человечество лишит себя права на земное существование.

Высокая духовная миссия России предполагает, что порох в ее пороховницах должен оставаться сухим. Сейчас у нас много говорится о необходимости сосредоточения сил и о мобилизационных технологиях. Даже либералы заговорили о некоем «технологическом прорыве», подразумевая под ним прежде всего внедрение цифровых технологий в российскую экономику. Но это все блеф, пускание пыли в глаза, очередные увертки и стремление увести общество от кризисного состояния самой экономики. Это равно тому, чтобы вместо разумного использования ресурсов Земли искать какие-то далекие необитаемые планеты, жаждущие нашего пришествия!

Наши проблемы нам нужно не замалчивать или хитрым способом уходить от них, а, наоборот, решительно вскрывать и незамедлительно браться за их решение. Ни мы всей массой никуда не уйдем и не улетим, и никто другой не будет убирать за нами наши какашки. Причем это касается не только собственно экологии, которая сейчас находится в бедственном положении. За неполные 30 лет мирового господства либерально-буржуазных глобалистов на нашей собственной планете оказались разрушенными все системы международной, военной, экономической, социальной, культурной и духовной безопасности. И сама собой, без пота и крови, нормальная жизнь человечества не восстановится, а, наоборот, уже весь мир окажется на последнем рубеже своего существования.

7 мая 2018 года состоится инаугурация нового/старого президента Российской Федерации. 8 мая пройдет утверждение в Государственной думе РФ нового главы правительства. Сам президент за один день не станет другим: это для взрослого, сложившегося человека практически невозможно. Да и народ его избирал таким, каков он есть. Но ситуация в мире и в стране за последние шесть лет коренным образом изменилась. Сегодня либерализм далеко не в чести, да и трудно скрывать уже его катастрофические промахи и сибаритские причуды. Все это предполагает, что и в России в практическом плане либеральная модель должна остаться за чертой старого/нового шестилетия.

Владимир Путин в ходе избирательной кампании среди всего прочего пообещал главное: обеспечить прорыв в экономике и организовать пространственное развитие России. Эти задачи целиком и полностью ложатся на плечи главы и каждого члена нового правительства. Сам состав правительства покажет, сможет ли оно справиться с имеющимися в стране серьезными кризисными проблемами или, как и его предшественники, останется в их плену. Хотелось бы надеяться на смену либерального курса прежнего правительства, которое вместо реальной работы лишь имитировало бурную деятельность. Но одними надеждами сыт не будешь. Поживем – увидим.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments