О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

"Образование будущего" по Грефу

https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_19075
https://www.youtube.com/watch?v=vbkrQin9w-o
В 2017 году фонд Сбербанка, именуемый "Вклад в будущее", заказал исследование под названием «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра». Позиция главы банка Грефа по вопросам образования известна. Она изложена в подцепленном ниже видеоролике и в двух словах сводится к тому, что обучение основной массы должно иметь имитационный характер, а на выходе выдавать легко манипулируемую толпу.

Наше образование движется в указанном направлении семимильными шагами. Потому любопытно, с какой стати Греф вдруг снова заинтересовался вопросами "новой грамотности"?

Ответ на поверхности. Всё более очевидная катастрофа школы многих заставляет задуматься: как мы дошли до жизни такой? Она подталкивает оглянуться назад, поднять и переосмыслить пласты уникального опыта, который мы потеряли. В таком положении отсечение прошлого становится сверхактуальной задачей деструкции.

"Только вперёд! Новая школа, новое время, новые грамотности." Все достижения педагогики объявляются пережитками прошлого. Все абсолютно.

Именно в таком ключе выдержан доклад по итогам "исследования". Его обещают предъявить в октябре нынешнего года. Но буквально на днях (в июле!) содержание этого ненаписанного доклада вдруг начали пиарить, причём в самой грубой и провокационной форме. 23 июля выдал пространное интервью рецензент (и соавтор) проекта Болотов (см. https://www.kommersant.ru/doc/3694363 ), а на следующий день разродились длиннотекстом сами авторы -http://www.ug.ru/archive/75388#commentaries .

Кстати, об авторах. В их числе Фрумин (ВШЭ) — "герой" фильма Константина Сёмина "Последний звонок - 3" и гомосексуального порно-видео; Реморенко - бывший зам Ливанова, активно продавливавший профилирование и сегрегацию в образовании в рамках примерных образовательных программ (ПООПСОО) новых ФГОСов; ещё 18 специалистов из семи иностранных университетов (это обязательно, ясно, что без них никак не решить вопросы образования для России). А кроме того, в числе консультантов-соавторов хорошо известные нам фамилии: Асмолов, Кузьминов, Семёнов (академик) и т.д. Словом, все реформаторы, которые уже много лет ведут наше образование "верной дорогой".

Но вот теперь оказывается (судя по опубликованным текстам), что ничего позитивного в российском образовании нет. Ещё вчера стоял вселенский звон про наши "великие достижения": это новые ФГОСы, системно-деятельностный подход, профилизация школы (в том числе ранняя и сверхранняя), ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, система "контроля качества" и т.д. В упомянутых материалах о них не сказано ни одного доброго слова. Напротив, заявлено, что нынешние средства контроля никуда не годятся и их надо перестраивать, что профилирование и концентрация внимания на двух-трёх предметах не соответствуют требованиям времени, и ученика надо поставить перед необходимостью интересоваться всем и пр.

Авторы определяют "универсальные компетентности" (попросту говоря, навыки или умения), которые на выходе должна формировать школа. Перечень умиляет: это умение мыслить, учиться самостоятельно, работать в коллективе и осознавать своё место в нём. Умиляет потому, что все эти навыки в лучшем виде давала советская школа, которую нынешние реформаторы полностью отвергают. Теория и практика взаимодействия коллектива и личности блестяще изложена в фундаментальной "Педагогической поэме" А.С.Макаренко (все желающие могут "загуглить и прочитать"). А умение мыслить прививалось через предметное содержание дисциплин и необходимость его усваивать, что контролировалось через обязательные выпускные экзамены. В частности, все школьники после восьмого класса сдавали устный экзамен по геометрии, где у доски рассказывали доказательства теорем. В содержательном плане — это математика времён античной Греции, которая в дальнейшей жизни не нужна абсолютно нигде. Но в процессе разбора строгой логики классических доказательств развивалась основная "универсальная компетентность" - способность мыслить.

Нынешние учебники по-прежнему содержат доказательства всех этих теорем, только теперь ими почти никто не интересуется, поскольку они не требуются ни для ЕГЭ, ни для ОГЭ. В связи с этим надо подчеркнуть, что формирование способности мыслить определяется не только предметным содержанием дисциплин, но и средствами мотивации его усваивать. Если мотивации нет, то содержание образования роли не играет. Мы многократно повторяли этот тезис. Главная беда нашего образования не в том, что программы или учебники плохие, а в том, что они в любом виде почти никому не нужны. Целью образования стали баллы ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, а главными учебниками - пособия по подготовке к этим тестам.

Сегодня система ЕГЭ трещит по швам. Скандал со сливами заданий, откровенная халтура при проверке, невозможность апелляции - сигналы о грубых нарушениях идут со всех концов страны (см.https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/22/77252.. , http://www.ug.ru/archive/75385, https://vk.com/wall-156650883_36198). От "объективности и независимости" единых экзаменов уже не осталось следа.

И тут срочно является Болотов (со товарищи), который заявляет, что предметное содержание школьных дисциплин вторично и не достойно внимания, ибо "школа будущего" должна охватывать всё сразу и целиком. Прочитайте его интервью. Оно выглядит как бред идиота, который можно разбирать на цитаты. Вот одна из них:

<"Тупая" память больше не нужна — всегда можно "погуглить">

В былые времена вместо "погуглить" были библиотеки, где всегда толпилась масса народу, значительная часть которого именно "гуглила". Но уже тогда в ходу было выражение: "смотрит в книгу, а видит фигу". С гаждетом гуглить в миллион раз быстрее, но суть от этого не меняется. С экрана, как правило, вылезает именно эта комбинация из трёх пальцев. Все вузовские преподаватели многократно имели возможность убедиться в этом, принимая экзамены у нагуглившихся студентов. Там такое услышишь, что словами не описать.
В любом случае, чтобы понимать прочитанное, надо хранить в памяти ("тупой" или "не тупой") определённый набор базовых понятий.

Впрочем, в предыдущем абзаце мы сознательно повелись. Ведь Болотов не идиот, и вбросил он свои тезисы ровно для того, чтобы с ним вступили в дискуссию.

В самое опасное для ЕГЭ и Кравцова время для общественности вывешена красная тряпка, обозначена новая грядущая угроза с целью переключить внимание на неё и вывести из-под критики систему ЕГЭ, обеспечивающую устойчивую деградацию образования. Оттого и такая спешка с презентацией доклада, которого пока ещё нет. Избитый ход в информационной войне.

Однако полностью игнорировать обсуждаемый материал было бы неправильно. Его авторы явно претендуют на роль разработчиков концепции "образования будущего" и надеются впарить её нынешней некомпетентной власти.

Объяснять что-либо сильным мира сего - дело безнадёжное, но все-таки попробуем найти аргументы, понятные даже этим лицам.
1) Авторы концепции уже четверть века реформируют наше образование.
2) В своём докладе итоги реформ они сами фактически признают полностью неудовлетворительными.
На этом можно было бы ставить точку: любому вменяемому руководителю указанных двух пунктов должно быть достаточно. Но мы в России, потому придётся продолжить, опираясь на сферы, в которых наше руководство демонстрирует большую адекватность:
3) Сейчас поднята на щит профессия защитника Отечества. А детям военнослужащих случается менять школы по несколько раз в год. Попадая каждый раз в новую "креативную среду" без единых программ и учебников, которую предлагают формировать в каждой школе авторы концепции, они просто не в состоянии будут учиться. Такую награду получат наши офицеры за свой ратный труд.
4) В презентации доклада перечислены "необходимые для будущего" "грамотности". На второй позиции там стоит "грамотность" финансовая. За этими словами скрывается прямая реклама кредитного банковского продукта. Оно понятно, ведь заказчик "исследования" - банкир Греф. Но совсем не с руки будет вляпаться в такую "концепцию" президенту и даже премьеру. Ведь там нет ни слова о грамотности языковой, исторической, литературной или просто общекультурной.

В заключение отметим, что обсуждаемый материал вызывает определённые надежды. Сама форма и время его появления говорят о том, что система ЕГЭ зашаталась, если для её поддержки пустили в ход даже такие сомнительные средства.

А потому мы должны широко распространять информацию о многочисленных фактах, дискредитирующих единые экзамены, максимально усилить агитацию и пропаганду на этом поле. Ликвидация всех трёхбуквенных систем контроля и аттестации остаётся нашей первоочередной задачей, ибо в рамках этих систем возрождение образования невозможно.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments