О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Category:

«Пора вернуть в школу формулу Яна Амоса Коменского: «Сначала любить – потом учить»

https://vogazeta.ru/articles/2018/10/18/edpolitics/4970-pora_vernut_v_shkolu_formulu_yana_amosa_komenskogo_snachala_lyubit__potom_uchit

Олег Смолин

Когда 13% учителей трудятся на две ставки, а подавляющее большинство – на полторы ставки и более, и при этом все загружены отчетностью, заниматься детьми им просто некогда.

К актам публичного насилия в школе можно относиться по-разному: можно как к факту, а можно как к явлению.

Если мы рассматриваем факт, то должны понять, почему именно этот парень – тихий троечник – вдруг совершил преступление с таким количеством жертв.

Сейчас правоохранительные органы ищут его связи с украинскими националистическими организациями, но похоже, что это не теракт, а именно акт публичного насилия.

Если же рассматривать подобные события как явление, то напрашиваются совсем иные выводы.

Я расцениваю трагедию в Керчи как явление. Напомню, что с 2013 по 2017 годы в системе российского образования произошло 15 актов публичного насилия, в 2017 году – около девяти, в 2018 году – шесть, но последний случай – самый страшный.

Естественно, возникают вопросы: кто виноват и что делать?

Самый простой ответ, который часто дают – это недостаточный уровень безопасности в школах.

Нам предлагают везде поставить металлоискатели, в качестве охраны – бойцов Росгвардии, оградить здания образовательных организаций высокими заборами и т.д.

Но я хотел бы напомнить, что металлоискатель в Керченском колледже есть. Говорят, правда, что его не очень активно использовали, и это неудивительно.

Если каждого студента проверять этим прибором, то учащиеся попадут на занятия к их окончанию.

Заборы тоже не помогут, поскольку акты публичного насилия совершают в основном сами учащиеся, которые попадают в свои учебные заведения по пропускам.

Смотреть надо глубже, и прежде всего следует задуматься о том, почему школьные теракты, раньше считавшиеся чисто американским явлением, сегодня становятся приметой российской действительности?

Причина – в крайне агрессивной общественной среде, СМИ и отчасти в самой системе образования.

Если при царях и генсеках Россия была страной общинной, коллективной, то сегодня специалисты говорят о расцвете жесткого конкурентного индивидуализма, когда человек испытывает радость не только от своей победы, но и от поражения других.

Это признак очень высокой агрессивности общества, которая возникла под влиянием телевидения и Интернета.

Что касается самой системы образования, то она становится все более бюрократической.

Российский учитель – рекордсмен по количеству времени, которое он тратит на разного рода отчеты, бумаги и прочие бесполезные занятия.

Во многом работа педагога оценивается по количеству подготовленных им олимпиадников, а не по тому, сколько внимания он уделяет другим учащимся.

Как сказала мне одна знакомая учительница из Санкт-Петербурга, дети безошибочно чувствуют, что мы делаем для них, а что – ради отчетов и документооборота.

Поэтому нужно укреплять безопасность – возможно, это повлияет на сокращение числа актов публичного насилия, но нельзя думать, что только эти меры позволят преодолеть беду.

Необходимо возвращаться от системы мертвого бюрократического образования к системе образования живого, в центре которого – Ученик и Учитель.

Мы заговорили о значении воспитания, но оно часто сводится к формальным акциям, а не к живой работе с детьми.

Важно задуматься и о статусе педагога.

Когда 13% учителей трудятся на две ставки, а подавляющее большинство – на полторы ставки и более, и при этом все загружены отчетностью, заниматься детьми им просто некогда.

Что касается психологов, то я хотел бы напомнить слова директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Зураба Кекелидзе о том, что около 70% школьников имеют те или иные проблемы с психикой.

Поэтому психологов в школы возвращать точно надо, но при этом следует иметь в виду, что один психолог со всеми проблемными детьми не справится.

И здесь я опять возвращаюсь к теме агрессии в обществе, которая является главной причиной школьного насилия.

Я разделяю позицию известного героя фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Преступность будет побеждена в эру милосердия».

И пора вернуть в школу формулу Яна Амоса Коменского: «Сначала любить – потом учить».

Иначе, какие бы меры безопасности мы ни принимали, количество актов насилия в системе образования будет только увеличиваться…

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments