В четверг состоялась ежегодная, ставшая уже традиционной, встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с российскими телеканалами, на которой подводились «итоги 2018-го». Эти интервью главы правительства давно вызывают неоднозначную реакцию в обществе. Состав собеседников, вопросы, но главное – ответы…
Исключением не стала и нынешняя. Она, пожалуй, более всего поражала контрастами: чрезмерный оптимизм в оценках и очевидные провалы в хозяйстве страны, разочарование в народе; лучезарные перспективы – это в замыслах Кремля, а политические тупики созданы злонамеренным Западом... Даже конспектировавшие разговор журналисты «Росбалта» не могли удержаться от недоумений. Посмотрим их записи, что привлекло их внимание.
Про санкции, цены на нефть и попытки войти в первую пятерку экономик мира
Медведев начинает расплывчато: «Год достаточно важный для страны, у нас проходили выборы президента и другие выборы».
По мнению Медведева, страна имеет все возможности экономического роста. Рост составил с начала года 1,7%. По словам премьера, он вполне соответствует цифрам, которые демонстрируют европейские страны. К 2020 году власти хотят выйти на более высокие темпы (3%). Но успехи есть и сейчас.
«У нас впервые будет профицитный бюджет. Это говорит о том, что мы правильно распорядились доходами и правильно просчитали решения, которые мы принимаем», – отметил Медведев.
Кстати, пока Медведев рассказывает об успехах в российской экономике, в нескольких километрах от него школьник Даня из Жулебино угрожает покончить с собой. Контрасты России как они есть.
Стоимость «прорыва»
Слово переходит к Ираде Зейналовой. Она удивляется стоимости «прорыва» для российской экономики – 8 триллионов. «Я даже не могу представить, сколько это нулей», – взмахивает она руками (мы тоже).
Ответ Медведева: это еще не все расходы.
«До 2024 года все это составит 23 триллиона рублей. Это огромные деньги для развития страны. И они найдены. Откуда?» – переспрашивает глава кабмина. И сам же отвечает: пришлось увеличить налог на добавленную стоимость, скорректировать акцизную политику и перераспределить источники с различных госпрограмм.
«Деньги есть», – итожит Медведев.
«Слава богу», – успокаивается Зейналова.
Про санкционную войну
Вопрос от Петра Толстого. В нынешних условиях рассчитывать на иностранные инвестиции не приходится. Как быть?
«Национальная экономика может раз-
виваться прежде всего за счет своих ин-
вестиций. Иностранные инвестиции, при всем уважении к ним и почтении, это вторичный источник», – отвечает Медведев.
У нас и без иностранцев все хорошо. Сильная экономика, сильная Россия. Обойдемся. «Рассчитывать всегда нужно прежде всего на себя», – заключает премьер.
О пенсионной реформе
Брилев наконец переходит к пенсионной реформе. «Это повышение пенсионного возраста – последнее?» Медведев признает, что тема сложная.
«Это было самым трудным решением власти за последнее десятилетие. Такое решение не добавляет власти популярности. Но, с другой стороны, это выстраданное решение», – отвечает премьер. И уверяет, что повышение пенсионного возраста «рассчитано на длительную перспективу».
Зато, по словам Медведева, власти сохранили большое количество льгот.
Исходя из его слов, можно сделать вывод – власти не будут отказываться от этого непопулярного шага.
Вопрос: Власть ожидала, что будет такая реакция на пенсионную реформу?
Ответ: «Мы понимали, что такого рода решения вызывают отрицательные эмоции. Но здесь нельзя мыслить категориями «нравится-не нравится». Если так будем мыслить в экономике, превратимся в отсталую страну».
И все это сделано только для того, чтобы увеличить пенсию.
Ух, богатеют пенсионеры! И продолжат богатеть!
Про «беспрецедентный» рост зарплат
Петр Толстой спрашивает про «беспрецедентный рост зарплат, который граждане не чувствуют». Острые вопросы пошли! Медведев отвечает – есть статистика, которая показывает, что доходы у граждан растут (на 1,6%), а реальные зарплаты выросли на 7%.
«Рост есть, и это очень важно и для человека, и для российской экономики. Но надо делать все, чтобы этот рост был выше – надо реализовать целый план. И этот план моими коллегами готовится: это и поддержка нуждающихся, и поддержка многодетных семей. Есть разные идеи».
«Не знаю, использовался ли термин «беспрецедентный» (в отношении роста зарплат). Но у нас доходы падали, а сейчас растут», – уверяет Медведев.
Успокоил.
О дефиците лекарств
Он нам не грозит, сообщает премьер. Повышения цен тоже не будет.
«Наша фармацевтика развивается. 60% наименований в перечне жизненно важных препаратов – это наши, рублевые лекарства», – говорит Медведев.
О проблемах здравоохранения
Ирита Минина, автор программы «Лично знаком» на телеканале «Томское время» о проблемах здравоохранения. По ее словам, сами врачи говорят, что го-
сударство им не создало условий для нормальной работы. «А как считаете вы?»
«У нас действительно есть дефицит врачей по стране – это 22,5 тысячи человек. И его точно нужно закрывать. За последние несколько лет мы подготовили 89 тысяч врачей. И эту работу нужно продолжать, но не любой ценой. Врач не может быть подготовлен с блокнотиком в руках, он должен проходить практику в больнице».
Да, зарплаты у врачей тоже выросли. И оборудование новое в больницах установили.
За этот год многое изменилось у врачей, говорит Медведев. «Электронные истории становятся повседневной практикой», – отмечает он. Передовые технологии у нас повсюду.
О цифровой экономике
У нас в год до 400 млрд рублей расходуется на науку. Но над цифровой экономикой еще стоит подумать, «чтобы она приносила больше позитива, чем отрицательных вещей». Ведь из-за нее люди могут лишиться рабочих мест.
Хотя и тут у нас все хорошо, вы не поверите. Безработица в России рекордно низкая – 4,7%.
Выходит, цифровая экономика нам нипочем.
Цены и налоги
О деньгах, которые у нас якобы есть. Вопрос от населения, говорит Зейналова. Что будет с ценами и налогами?
Медведев объясняет, что НДС увеличили с 18 до 20%, потому что это «наименее болезненная ситуация для людей». Заботятся в правительстве о людях. С налогами у нас всё сбалансировано сейчас, решения не планируют пересматривать.
Про цены на продукты Медведев не ответил.
Дедолларизация экономики
«Это не означает отказ от доллара. Никакого запрета на хождение долларов в нашей стране нет. Люди могут спокойно менять их на рубли и другую валюту. Но нам нужно заниматься дедолларизацией, нам выгоднее рассчитываться в рублях», – говорит Медведев.
Действительно, какие доллары. У большинства и рублей нет.
О мировой экономике
Медведев: «Объективно стало хуже».
Только в России всё хорошо, мы поняли.
Про чиновников
Зейналова спрашивает про чиновников, которые вообще оторвались от реальности. То один скажет про 3,5 тысячи рублей, то другая – про государство, которое не должно. Медведев отвечает: «Мозги надо включать. Но не у всех это получается».
Про чемпионат мира по футболу
На который ушло примерно 650 млрд рублей. Эти деньги ведь можно было потратить на другие цели – пенсии, например? Медведев парирует – деньги большие, но с учетом расходов вполне обычная сумма.
«Это дало мощнейший толчок к развитию инфраструктуры, и это было здорово. Мы провели лучший чемпионат в истории», – заключил он.
Подводим итоги
Российская экономика – растет.
Пенсии – растут.
Доходы населения – растут.
Как написали в соцсетях, все мы хотим жить в той же России, что и Медведев. До встречи в следующем году, Дмитрий Анатольевич.
Journal information