Опрос "Левада-центра" показал, что в большинстве своем российское общество довольно инертно и даже антисоциальные решения Правительства, приправленные острыми заявлениями отдельных представителей власти про "макарошки" и "государство не просило вас рожать", не заставили молчаливое большинство выйти из сумрака диванной политики на улицы с транспарантами в руках.
77% высказались за то, что не готовы ради улучшения ситуации в стране выходить на улицу. Но 22% с ними не согласны и выходить готовы.
Почему же 77% боятся высказать свою обиду от пенсионной "реформы" и других решений правительства?
Мнение Дмитрия Аграновского:
Прежде всего, люди не идут на протесты из-за низкой организованности, из-за отсутствия культуры протеста. Многие считают, что протестуя против действий властей, они протестуют против страны как таковой.
Еще одна часть населения считает, что протестами ничего не добиться. И действительно, средства массовой информации ведут жесткую пропаганду, будто это так. Плюс, у нас еще очень серьезная репрессивная практика, процессы типа Болотной оказывают воздействие на людей.
Среди определенной части общества существует страх, что будет как на Украине. Мы это видели в 2012 году, когда абсолютно справедливые, по сути, левые протесты были перехвачены силами, которые в народе вызывают ужас - все эти "ксении собчак", "навальные", "немцовы". Народ их ненавидит и боится, что они снова перехватят протест и на его волне придут к власти. На самом деле этого уже не произойдет. Нам в каком-то смысле повезло, что Навальный и вся шушера поддержали майдан на Украине и тем самым дискредитировали себя. За откровенными предателями, за людьми, которые поддерживали военные преступления, поддерживали сожжение людей в Одессе - народ уже точно не пойдет, только маргиналы. Поэтому данная "оппозиция" уже не придет к власти, это исключено.
Но 77% все равно считает, что митинговать не только бессмысленно, но еще и опасно.
На самом деле митинговать совсем не бессмысленно.
Достаточно вспомнить опыт Пикалево, когда вместо того, чтобы репрессировать всех этих людей, туда приехал президент, были приняты самые жесткие меры, потому что наши власти понимают, с кем что можно. Если московских демонстрантов можно достаточно жестко побить и они не встретят особого сочувствия в народе, то "пикалевцы" - это самый что ни на есть народ и власти боятся его совсем уж злить.
Можем посмотреть на ситуацию и с другой стороны: 22% все же готовы митинговать. Только представьте от наших миллионов, если у нас действительно, как говорят наши власти, 147, хотя очевидно, что гораздо меньше, но даже от меньшего количества 22% - это очень много. И если у какого-то ведомства соберется 2 тыс. человек - этого достаточно, чтобы на них обратили внимание.
Пенсионная реформа нанесла радикальный удар по имиджу власти. Стало ясно, что ничего хорошего ждать не приходится. Власти этого не понимают, они считают, что народ эту пенсионную реформу принял, но народ просто не умеет протестовать. Не умеет, не может, однако внутреннее недовольство - оно очень сильно. И это недовольство будет только нарастать.
Пенсионная реформа - это был некий Рубикон, когда стало ясно, что государство - не для народа. Для многих это стало открытием. Люди ждали после президентских выборов совсем не этого. Особенно от Путина не ждали такого.
Власть этого не понимает, у власти "все хорошо". А если что-то плохо, то плохо лично у вас, это ваши проблемы и вам надо заняться бизнесом, как советовал премьер.
В демократических странах протест - это обратная связь для власти, а наша власть старательно лишает себя этой связи с народом. Поэтому в Кремле и правительстве давно перестали понимать, что происходит в обществе. У президента нет даже шутов, которые могли бы сказать в лицо царю всю правду и царь их бы слушал. Власть считает, что все хорошо и будет еще лучше, а на самом деле все плохо, политическая система стремительно деградирует и дальше будет только хуже.
Власти последовательно, целенаправленно, очень грамотно подавляют любую форму протеста. Любой зародыш. И это не имеет ничего общего с демократией, даже буржуазной.
Но несмотря на все заградительные меры властей, а также инертность нашего общества и отсутствие культуры протеста, в последнее время прошел целый ряд митингов против пенсионной и мусорной реформ. По итогам этих митингов возникает ощущение, что власти посмотрели на них и решили: ну и все, ничего страшного не произошло, можно действовать дальше. Но это не так. В народе копится недовольство и те 22%, которые готовы к протестам, будут выходить на улицы еще и еще. И постепенно, по мере падения уровня жизни, к ним будут присоединяться остальные 77%.
Нельзя забывать и о парламентских выборах, на которых народ тоже выразит свое недовольство.
Яркий пример - выборы 2018 года во Владимирской области. Люди, которые вообще не ходили голосовать, побежали рядами и колоннами против Светланы Орловой от "Единой России". Просто была такая ненависть, что народ шел голосовать за кого угодно, даже за ЛДПР, которую тоже не очень-то любит, лишь бы против власти. И так было в четырех регионах. Пока в четырех.
Недовольство народа властью нарастает, но власть этого не осознает, не желает осознавать. Во власти находятся люди, которые обладают высочайшим самомнением, отличаются полным отсутствием рефлексии и отсутствием понимания, что они что-то могут сделать неправильно. У них такое ощущение своей правоты, что они до самого конца будут говорить, что все идет по плану.
Но что бывает, когда у властей "все идет по плану" несмотря на нарастающее недовольство в народе, проблемы в экономике и падение уровня жизни - мы уже знаем, проходили.
По материалам Елена Рычкова
Journal information