http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12056&Itemid=39
Автор: Александр ДЬЯЧЕНКО.
Без динамично развивающейся науки современное государство, да ещё и претендующее на некое лидерство (а именно такое будущее для России начертал президент В. Путин в ряде своих программных выступлений), существовать не может. В этом уверены участники недавно прошедшего в Москве съезда межрегионального общественного движения «За возрождение отечественной науки», с материалами которого «Правда» будет знакомить своих читателей.
СИТУАЦИЯ в научной сфере настолько плохая, что сказать об этом вслух могут себе позволить только «равноудалённые от власти» эксперты и профессионалы в летах, которым уже нечего терять и для которых замалчивание стремительно приближающейся катастрофы — недопустимый позор.
«Не могу молчать!» — такой эпиграф можно было бы предпослать практически всем прозвучавшим на съезде выступлениям. Так что же всё-таки происходит с нашей наукой, кто и что с ней проделал в последние десятилетия? Кто виноват, каковы результаты их деятельности, и можно ли что-то ещё исправить?
Пожалуй, наиболее убийственную и вместе с тем логически стройную и убедительную версию происходящих в российской науке процессов изложила в своём выступлении кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО Ольга Четверикова.
Оружие массового недообразования
Война, которую развязал против России геополитический противник, ведётся прежде всего не в сферах экономики и финансов, политики и военного искусства, а в сфере сознания, заявила О. Четверикова. Под прицелом фундаментальные цели — наши образование и наука. Главная угроза, по мнению американских военных экспертов, для них исходила не от советского ВПК, а от советской системы образования. По ней и был нанесён ключевой удар во время перестройки. И когда говорят, что у руководства России нет программы, что они якобы не знают, что делать — это лукавство.
Программа известна. Она разработана силами нашего геополитического противника, в рамках военно-разведывательного комплекса США. Одна из их главных задач — ликвидировать фундаментальную науку СССР, России. После чего центры фундаментальной науки перенести на Запад. А то, что не поддаётся перемещению, должно быть уничтожено.
Здесь должны остаться лишь научные подразделения, занимающиеся сугубо прикладными разработками, которые будут служить американскому военно-разведывательному комплексу.
Поэтому, когда осуществлялась реформа образования и науки, то эти сферы были перестроены по американской модели, которая в корне отличается от нашей. У нас наука развивалась традиционно в академических институтах. Там же фундаментальные разработки ведутся в ключевых университетах, в частности в Массачусетском технологическом институте. Эти центры являются частью американского военно-разведывательного и образовательного сообщества. И когда они создавали единое образовательное пространство, то превратили его в сферу услуг, создав мировой рынок образовательных услуг. На этом рынке сегодня доминируют американские университеты, являющиеся одновременно и центрами фундаментальной науки.
Сегодня американцы добились того, что мы начали ликвидировать главную угрозу для них — академические институты, то есть их непосредственных конкурентов. Науку и у нас теперь начали переводить в университеты. Для чего разработали программу «5-100», в соответствии с которой 5 университетов России должны войти в сотню лучших вузов мира.
(Проект «5-100» — государственная программа поддержки крупнейших российских вузов. Запущена минобрнауки России в соответствии с указом Владимира Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». — А.Д.).
И сегодня у нас в передовиках несколько десятков вузов, имеющих в основном техническую, а не гуманитарную специализацию, все они перестроены по американским стандартам, в том числе по американским стандартам оценки эффективности работы. Цель таких реформ становится ясной из одного простого примера. Аспирантам наших передовых университетов в качестве одного из экзаменов предлагают сдать научную работу на английском языке и опубликовать её в соответствующем сборнике. Таким образом, настоящие кураторы российских реформ в образовании и науке упрощают себе задачу: им не надо даже переводить научные тексты, для того чтобы узнать, какие разработки у нас производятся.
Далее. Российским университетам предлагается выбрать себе научных и коммерческих партнёров, среди которых доминируют в основном американские компании. Их интересуют прежде всего те наши исследования, которые могут быть полезны американскому разведывательно-военному сообществу, крупному бизнесу.
Полученные результаты были достигнуты нашим геополитическим противником довольно просто: поскольку было ясно, что захватить нашу академическую науку нельзя, то её попросту перестали финансировать. На плаву остались только те научные центры, которые могут быть встроены в систему нашего геополитического противника, о чём с гордостью рассказывал, будучи министром образования и науки, Д. Ливанов. Именно при нём создавались и развивались такие параллельные традиционным научные центры, как фонд «Сколково», которые должны были стать и стали «пылесосами», передающими наши новейшие технологии и разработки на Запад. Со временем «Сколково» стал диктовать в нашей науке почти всё. А создан он был по образцу институтов Силиконовой долины США.
«Недочеловеки» как цель расчеловеченной науки
А ведь надо ещё посмотреть, чем они там в Силиконовой долине заняты, — подчеркнула О. Четверикова. Скажем, всемирно известная компания «Гугл» создана ЦРУ США — об этом не говорят и мало кто знает. Это ключевая ИТ-компания, которая занимается не только информационно-коммуникативными технологиями, но и научными исследованиями в области генетики, демографии. Там разработана концепция, которая совершенно по-другому трактует человека. В центр концепции поставлен искусственный интеллект, о чём у нас так модно стало говорить. Но важно видеть следующее: если раньше наука развивалась в интересах человека, то сегодня в рамках таких концепций человек исключён из списка приоритетов. Проекты в области изучения и создания искусственного интеллекта «Гугл» объединил в созданном на его базе Университете сингулярности.
(Технологическая сингулярность — момент, когда машины достигнут уровня разумности, превосходящего уровень разумности человека. — А.Д.).
У нас в России это направление представлено наиболее ярко общественным движением «Россия 2045», имеющим трансгуманистическую направленность. Оно ставит задачу к 2045 году создать искусственного человека, аватара (представители движения считают, что не позднее 2045 года искусственное тело не только значительно превзойдёт по своим функциональным возможностям природное, но и достигнет совершенства формы и сможет выглядеть не хуже человеческого. — А.Д.). Этот момент они называют точкой сингулярности. Над данной проблемой работает «Гугл».
Некоторые наши учёные полагают: речь идёт о том, что американская наука пытается создать новый подвид людей-роботов, аналогичных тем, о которых говорится в советском фильме «Мёртвый сезон». Некоторые деятели нашей науки даже заявили о том, что «это реальность, с которой надо считаться», что следует не протестовать, а искать своё место в такой реальности. Нам усиленно навязываются идеи «трансгуманизма», «постчеловека» как цели прогресса, которые должны быть приняты за основу и цель развития нашей науки.
В фонде «Сколково» даже провели собрание руководителей ведущих академических институтов, где представители ФАНО (Федеральное агентство научных организаций входит в состав минобрнауки. — А.Д.) разговаривали с ними как с бесправными подчинёнными: либо вы, ребята, вписываетесь в проект и будете создавать генетически модифицированного человека, либо вас вообще не будет.
Большая угроза, по мнению О. Четвериковой и ряда других участников съезда учёных, исходит от так называемой цифровизации. Данная концепция в мире реализуется прежде всего как четвёртая промышленная революция. Подвергшаяся деиндустриализации Россия ныне импортирует более 85% станков и оборудования, поэтому о цифровой экономике у нас речи идти не может. Что же остаётся? Образование, здраво-охранение, госуправление — вот основные объекты, на которые направлены усилия наших цифровизаторов.
Однако цифровизация образования может оказаться не улучшением, не реформированием, а его полным уничтожением. По мнению О. Четвериковой, цифровизация школы — настоящее преступление против детей, так как возникают реальные угрозы не только физическому, но и психическому здоровью школьников. «Цифровизация образования ведёт к дебилизации. Это всё равно что наших детей вывести на минное поле», — заявила О. Четверикова.
Journal information