Почему современный отечественный кинематограф пестрит антисоветскими ляпами
Исторический ревизионизм в России переживает сегодня, казалось бы, не лучшие времена. Те годы, когда миллионы людей с жадностью глотали псевдоисторическое чтиво о «планах» Сталина напасть на «бедную» гитлеровскую Германию остались в прошлом. Вместе с «миллионами изнасилованных немок», «добрыми солдатами Вермахта» и «полутора тысячами миллионов репрессированных лично Сталиным».
Антинаучная фантастика на исторические темы понемногу пропала из большей части школьных учебников, ушла со страниц крупных печатных СМИ и из серьезных передач на ведущих телеканалах. Те, кто всерьез пытаются продвигать написанную по соросовским методичкам «фолк-хистори», тусуются преимущественно в нескольких средствах массовой информации, имеющих вполне конкретную репутацию.
Однако в серьезный диссонанс с этим процессом входит популярная кинопродукция. Автор этих строк из академического интереса просмотрел несколько широко разрекламированных сериалов, в которых описывалась история Советского Союза, и просто ужаснулся.
На фото: кадр из сериала «СМЕРШ»
Речь идет в данном случае не о «реконструкторском снобизме». Даже вполне себе качественный советский кинематограф частенько грешил неестественным восстановлением в фильмах «профиля» башни гитлеровских танков или неправильным подбором нашивок на эсэсовской униформе. Но, правды ради нужно сказать, что все эти огрехи никак не сказывались на общем восприятии широкой аудиторией самой сути исторического процесса. Поэтому на такого рода ляпы мы готовы махнуть рукой, хотя их можно было бы и избежать…
Сама идея написания данного материала возникла в первую очередь под впечатлением от просмотра цикла сериалов о майоре Черкасове. В целом, фильмы «Мосгаз», «Палач», «Паук», «Шакал» и «Операция «Сатана» сделаны добротно. И, что самое главное, — весьма увлекательны. Режиссеры со сценаристами вводят аудиторию в состояние напряжения, наполняют сюжет неожиданными поворотами и за счет «декораций» добиваются даже определенной «атмосферности», которая может заставить молодого и неискушенного зрителя поверить в то, что «в СССР было именно так».
Понятно, что фильмы — очень далеки от реальных историй, на основании которых они снимались. Но стопроцентной достоверности от художественных картин и требовать глупо. Однако смещение от «историчности» почему-то постоянно происходит в одну и ту же сторону…
В «Мосгазе» создававшая фильм команда, по ощущению, пытается вывести «позитивных героев» из антисоветски настроенных молодых людей, ведущих богемный образ жизни, и скрывающих от следствия информацию о возможном преступнике. Гибнут женщины и дети, милиция сбивается с ног, разыскивая изувера, а «антисистемная молодежь», чтобы не морочить себе голову, фактически мешает расследованию. Но «Мосгаз» — это ягодки.
Гораздо круче развернулись режиссеры и сценаристы в картине «Палач», снятой по мотивам жизни печально известной коллаборационистки «Тоньки-пулеметчицы» — Антонины Макаровой. Та в реальности была дамой достаточно циничной — сама предлагала себя в качестве «походной жены» скитавшемуся с ней по лесам солдату, занималась проституцией и из сугубо материальных соображений нанялась на службу к нацистам, где и начала убивать людей, став одной из самых «массовых» женщин-убийц в истории. В ходе следствия она призналась, что ее никогда не мучили угрызения совести, и что в казнях она не видела ничего необычного. За каждый расстрел женщин, стариков и детей она получала по 30 марок.
В кинофильме ее история была откровенно извращена, причем таким образом, чтобы заставлять зрителя даже испытывать к «злосчастной Тоньке» некоторую жалость. Советский солдат-окруженец ее в картине изнасиловал, убийства она совершала, только напившись до умопомрачения, а о матери убитого ею парня, в которого она была влюблена до войны, Тонька потом заботилась десятилетиями.
Кроме того, оказывается, что она «похитила личность» у советской разведчицы, которая вместо нее попала в лагерь. Большее безумие представить себе сложно. О том, как забрасывали на оккупированную территорию советских разведчиков и диверсантов — написано множество книг, начиная от послевоенных мемуаров мэтров вроде Медведевас Ваупшасовым, и заканчивая современными добротными историческими исследованиями. Девушку-офицера разведки, прошедшую специальную подготовку, просто заочно наградили и «потеряли», не потрудившись ей после войны даже заглянуть в лицо? Серьезно? А настоящая разведчица даже не додумалась попросить оперативников при задержании выйти на ее московское руководство? Вся советская система представлена сборищем каких-то недоумков, что невольно напрашивается вопрос — а как же мы с ними войну то выиграли?
«Венец» всей серии — это «Операция „Сатана“». Пониженный до участкового главный герой самостоятельно предотвращает передачу в США технической документации советской стратегической ракеты. Карикатурными профанами выставлен сразу весь аппарат КГБ. Но это — полбеды. Самое неприятное заключается в том, что в фильме сделано все для «облагораживания» главного «антагониста» — высокопоставленного инженера, работающего на американскую разведку. Он по доброте душевной помогает с организацией лечения приемного сына Черкасова, пострадавшего во время аварии на подводной лодке по вине бездушной советской системы. А сам факт предательства изменник объясняет тем, что в юности в составе делегации посещал США, и танцевал с местной девушкой. Но кровавое НКВД истолковало его танцы, как признак шпионажа, и по возвращению на Родину — жестоко искалечило.
При этом милейший актер, со слезами на глазах показывает разученные когда-то с американской красавицей танцевальные движения… Тема того, что утечка информации о стратегическом оружии в Штаты поставила бы под угрозу жизни сотен миллионов людей — дипломатично опущена.
Но повторюсь: приключения Черкасова — один из наиболее качественных сериалов подобного рода. Большинство «аналогов» — достаточно «клюквенные». Но неискушенной аудиторией, судя по отзывам на Ютюбе, эта ягода тоже потребляются на ура…
Массу впечатлений можно получить от просмотра сериала «Бомба». Фильм номинально — украинского производства (домайданного периода). Но играли в нем российские актеры, и шел он по федеральному российскому ТВ. Посвящен он тому, как советская военная разведка доставляла из США во время войны чертежи американского ядерного оружия. На «мелочи», вроде того, что создатели фильма толком не могут отличить военную разведку от НКВД, мы можем смело махнуть рукой сразу. Как и на то, что выпускник разведшколы в статусе рядового красноармейца носится по тылам противника. А заодно — на то, что при отборе в разведку у парня элементарно не проверили биографические данные. Но то, что на весь многомиллионный Советский Союз остался фактически всего ОДИН живой кандидат на должность курьера для вывоза из США американских ядерных материалов — это песня. Впрочем, и это — не главное.
Ключевой идеологический момент заключается в том, что помогавшую главному герою девушку моментально после приезда в СССР отправили в лагерь и заморили там до смерти. Зачем — спросите вы? Да просто так. Причем, выбив у нее предварительно вместе с зубами показания о том, что она — американская шпионка…
Главного героя, судя по всему, тоже встретили «не очень», но потом вдруг передумали, и из рядовых сразу же произвели в майоры (какого ведомства, толком сразу не понять). Это было бы просто комично, если бы не тот факт, что штампы такого рода стойко фиксируются у молодых людей на подсознательном уровне. И вывести их потом оттуда — ох, как сложно. Да, и, кстати, КГБ в этом фильме существует уже то ли в 1944, то ли в 1945 году. Короче — сплошное веселье.
Но чудо-фильмы продолжают снимать. Из совсем свежего — «СМЕРШ» 2019 года. Опустим «спецэффекты» вроде вырывающейся в 4 часа утра 22 июня 1941 года прямо с границы с рейхом спецгруппы то ли НКВД, то ли НКГБ. Как и тот факт, что никакого СМЕРШа в 1941 году, конечно, не существовало, и к деятельности легендарной военной контрразведки картина не имеет практически никакого отношения.
Но когда на фоне начала войны в местное подразделение наркомата внутренних дел прибывает сотрудник госбезопасности, и просит срочно соединить с Москвой, а его вместо этого бросают в камеру, а потом ведут «к стенке», даже не потрудившись уведомить командование — это просто нечто. Что было бы за такое самоуправство с сотрудником НКВД — догадаться несложно. А по фильму он вместо скорого суда идет на повышение. Видимо, чем тупее сотрудник — тем перспективнее… И снова извечный вопрос — как же мы с такими идиотами войну то выиграли?
Такого рода «продукция» снимается на потоке. Конечно, принцип «я художник — я так вижу», никто не отменял. Но почему он работает так, что голы залетают только в одни ворота? Почему нашу аудиторию, по сути дела, учат на эмоциональном уровне ненавидеть собственную историю?
Недооценивать это не стоит. Пока в наших фильмах изуверка Тонька-пулеметчица — несчастная жертва обстоятельств, а изменник Родины, передающий потенциальному противнику оружие, способное погубить весь его народ — невинно пострадавший борец с системой, мы, сами того не замечая, пилим тот сук, на котором сидим…
Journal information