Под таким заголовком СМИ дали информацию о новых «показателях эффективности» высших учебных заведений.
Проект приказа министра Котюкова «об утверждении показателей эффективности деятельности вузов и их руководителей» опубликован по ссылке: fgosvo.ru/uploadfiles/proekt doc/ef.pdf?fbclid=IwAR1d.. ).
Этот документ призван заменить аналогичный приказ Васильевой от 23.01.2018 N 41, который мы детально обсуждали в материале https://vk.com/wall-62604527_15796 . Проект Котюкова в основном совпадает с ныне действующим положением, но некоторые отличия есть.
«Показатели эффективности» разбиты на пять разделов.
1. Качество образования.
Здесь две позиции:
1.1. Средний балл ЕГЭ зачисленных студентов.
(У Васильевой учитывались только бюджетники, Котюков предлагает считать средний балл по всем, включая платников. Кроме того, в его проекте установлены минимальные зачётные границы среднего балла: 67 — для вузов Москвы и Питера, 60 — для всех прочих.)
1.2. «Удельный вес» числа магистрантов и аспирантов в общем количестве обучающихся (сразу заметим, что контрольные цифры приёма в магистратуру и аспирантуру определяет Минобр, так что "эффективность" вузам по этому пункту назначает само министерство).
Это всё. Никаких показателей, имеющих отношение к качеству учебного процесса (например, его обеспеченность кадрами, современным оборудованием, финансированием и т. п.) и результатам на выходе, здесь нет в помине. Учить можно где угодно, как угодно и кому угодно, что мы уже и наблюдаем во многих случаях.
Следующий раздел: 2. Международная деятельность,
оценивается по удельному весу иностранных студентов.
Они должны быть. Точка.
3. Научная деятельность.
3.1. Динамика роста ДОХОДОВ от научно-исследовательской деятельности в расчёте на одного научно-педагогического работника.
Далее у Васильевой шли пункты
3.2.-3.5. Количество публикаций, индексированных в базах Web of Science, Scopus и РИНЦ, и число цитирований этих публикаций в расчете на 100 работников,
в которых был допущен очевидный ляп: от вузов "второй группы" требовали 201 публикацию в базе Scopus в расчете на 100 сотрудников (показатель для них абсолютно немыслимый).
В материале https://vk.com/wall-62604527_15796 мы писали, что в этом разделе "Scopus надо заменить на РИНЦ, а уж в какое место в таблице переместить Scopus — пусть думают в министерстве".
Заметим, что спустя три месяца ошибку признали, и в конце апреля 2018 на обсуждение была выставлена исправленная версия приказа (см. https://vk.com/wall-62604527_17409), которая включала в себя те же слова, что и обсуждаемый документ Котюкова: «Признать утратившим силу приказ от 23 января 2018 г. N 41». Но, как известно, в мае 2018 прежний Минбр разделили на три части, и вопрос повис.
Новый министр проблему с базой Scopus решил кардинально. В его проекте вся "публикационная активность" определяется только по базе Web of Science. Иные публикации предложено считать "не наукой". В этот разряд попадает основная часть отечественной научной периодики.
Здесь можно только развести руками. Очевидно, что руководить наукой пришёл "большой специалист".
4. Финансовая деятельность.
4.1. Динамика роста доходов вуза в целом.
4.2. «Качество менеджмента».
У Васильевой здесь был ещё один пункт: "Отношение средней зарплаты в вузе к средней по региону", который Котюков убрал. И правильно. Уже восьмой год твердят о майских указах 2012 года. Народ давно понял, что если их до сих пор не выполнили, то и выполнять не собираются.
А теперь — внимание!
В проекте Котюкова появился новый раздел:
5. Деятельность, направленная на работу с кадрами.
Казалось бы, поднят важнейший вопрос, ключевая проблема нашего образования. Но, увы.
В разделе ровно один пункт:
5.1. Выполнение квоты по приему на работу инвалидов.
Тут, разумеется, без комментариев.
А теперь о грядущих последствиях тех "небольших изменений", которые внесены в действующее положение.
Мы видим, что качество высшего образования собираются оценивать ровно по одной позиции: среднему баллу ЕГЭ поступивших студентов. "Логика" этого "управленческого решения" лежит на поверхности: есть высокий балл, значит, есть конкурс, вуз работает хорошо, ректор эффективен. Нет конкурса — вуз плох, и его руководство никуда не годится. Тем самым оценка качества образования передаётся стихии "образовательных запросов" населения, в основе которых сегодня доминирует желание "поменьше работать — побольше получать". Власть фактически самоустраняется как регулятор сферы высшего образования, снимает с себя ответственность за обеспечение страны квалифицированными кадрами. При таком подходе непопулярные, но жизненно важные специальности обречены на вымирание с соответствующими последствиями для государства. Это — политика самоубийства.
Понятно, что средний балл ЕГЭ абитуриентов прямо зависит от общих результатов единых экзаменов, которые целиком и полностью находятся в ведении Рособрнадзора. Ведомство Кравцова в силах варьировать эти результаты, как пожелает. Можно упростить задания, и показатели вырастут (средний балл профильного ЕГЭ по математике в этом году подняли таким способом сразу на 6 пунктов), а можно отклониться от шаблона, и средний балл рухнет (пример: ЕГЭ по английскому 2018 года). Приказ Васильевой был издан тогда, когда Рособрнадзор состоял у неё в подчинении. Сегодня положение изменилось. Теперь Минобр и надзорное ведомство — независимые конкуренты. И средний балл ЕГЭ, по которому Котюков предлагает оценивать "качество образования", полностью в руках его антагониста Кравцова, который может элементарно обвалить "показатели эффективности" своего конкурента. Списывать такое решение на недомыслие нового министра будет неправильно: современные "эффективные менеджеры" в свой карман хлопотать умеют. Очевидно, здесь действует указание сверху, игнорировать которое невозможно.
А теперь посмотрим, какими способами вуз может увеличить свой средний балл ЕГЭ (по Котюкову, "эффективный руководитель" регионального университета должен иметь этот показатель на уровне не ниже 60, в столицах — 67).
Для этой цели можно использовать вступительные олимпиады, которые позволяют засчитывать победителям и призёрам 100 баллов ЕГЭ соответствующего профиля. Все грамотные ректоры используют этот метод давно и в полной мере.
Иных возможностей увеличить баллы абитуриентов, выставленные Рособрнадзором, у вузов нет. Поэтому (за вычетом олимпиад) повышать количество студентов с высокими баллами можно только за счёт других: если у кого-то "эффективность" повысилась, то где-то она должна упасть. Словом, речь идёт о конкуренции, которая принимает самые грубые формы. На сайтах вузов мелькали рекламные объявления типа:
"Всем абитуриентам с высокими баллами мы дарим ноутбук, селим на лучшие места в общежитии (фото интерьера прилагается — "отель три звезды") и назначаем тройную стипендию".
Прямо, как покупка голосов на выборах.
Однако увеличивать средний балл можно не только привлечением студентов с высокими оценками, но и устранением тех направлений подготовки, которые дают низкие показатели ЕГЭ. И это гораздо эффективнее.
Чтобы знать, о каких специальностях идёт речь, приведём статистику только что прошедшего набора в типичный региональный "опорный университет" (ПетрГУ, г. Петрозаводск).
Специальность (профиль) "Педагог-психолог дошкольного образования". Средний балл ЕГЭ выше 60 имеют 3 абитуриента из 15 зачисленных.
Специальность "Агрономия": балл выше 60 — у двоих из 8.
"Агроинженерия": 0 из 14.
"Рыбоводство": 2 из 15.
"Землеустройство и кадастры": 4 из 20.
Педагогическое образование. Профиль: "Образование в предметной области Технология и дополнительное образование в области инженерно-технического творчества": 1 из 10.
"Технология и организация лесопромышленного комплекса": 2 из 22.
"Технологические машины и оборудование": 1 из 17.
"Строительство автомобильных дорог": 6 из 25.
и т.д.
(При этом на ряд перечисленных специальностей просто недобор).
Такова картина по конкретному российскому региону (Карелии), кадры для которого готовит практически только Петрозаводский университет.
По критериям Котюкова все подобные специальности современным ректорам не нужны, ибо тащат вниз "показатели эффективности", которые нельзя игнорировать. (В случае "плохой работы" любого ректора могут уволить росчерком пера, и он разом потеряет немереные доходы, которую даёт система НСОТ — подробно см. https://vk.com/wall-62604527_21234.) Но с другой стороны на ректора давит противоположный фактор — нормативно-подушевое финансирование, которое мотивирует заполнить все бюджетные места любыми студентами, ибо это те самые деньги, которые можно затем "эффективно распределять". Под действием этих двух сил наше образование балансирует пока в состоянии сомнительного равновесия.
Но этому собираются положить конец. Идея тривиальна: выделять бюджетные места лишь тем вузам и специальностям, где высок балл ЕГЭ.
И это будет действительно конец системы высшего образования, а затем и всей страны.
Нетрудно предсказать, как будут реагировать на местах на такую политику. Приём на непопулярные специальности (см. список выше) будет сокращен до двух - пяти человек, которые укладываются в диапазон допустимых баллов ЕГЭ. Обучать такие группы традиционным методом нерентабельно (в современных условиях — невозможно), поэтому для них введут "электронное обучение" по версии Кузьминова - Смолина (см. https://vk.com/wall-62604527_28306), что приведёт в дальнейшем к преобразованию профильных вузов в консультационные пункты "российского электронного университета".
Система высшего образования, созданная во времена СССР, до конца нулевых годов использовалась властью в качестве социального отстойника, нейтрализующего возрастную активность молодёжи. С развитием интернета и переходом подрастающего поколения в виртуальную среду появились более дешёвые и эффективные методы управления этой активностью. Вузы стали не нужны, и в стране запущена программа их ликвидации.
Заголовок этого текста вполне соответствует реальности. Основная масса населения будет отстранена от высшего образования. При этом надо подчеркнуть, что низкие баллы выпускников вовсе не означают отсутствие способностей. Далеко не все родители могут определить своих детей в хорошие школы и нанять им репетиторов, знающих, как натаскать на ЕГЭ.
Страна разделена на богатых и всех остальных, которых сознательно лишают образования.
И, обратите внимание, очередная вредительская новация снова связана с трёхбуквенной аббревиатурой. ЕГЭ — главный инструмент разрушения образования (подробно см. https://vk.com/wall-62604527_5278), и его необходимо устранить в первую очередь, используя для этого все возможные средства.
Journal information