О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Category:

Конфедерация Москвы и Минска: Кремль блефует

https://svpressa.ru/politic/article/243937/

Почему программа глубокой интеграции, которую парафировали Медведев и Румас, ляжет под сукно

Материал комментируют:

Минск отрицает планы создания конфедерации с Москвой. Об этом заявила пресс-секретарь президента Белоруссии Наталья Эйсмонт. Поводом послужила утечка в СМИ о программе экономической интеграции России и Белоруссии, которая публично не раскрывалась.

«В интеграционной работе, которая сейчас ведется, стороны исходят из тех реалий, которые имеют, то есть из достигнутого уровня взаимодействия… В интеграционных же процессах мы идем на те шаги, которые экономически целесообразны. Никаких совместных органов не создается — к этому страны не готовы», — сказала Эйсмонт.

Она также добавила, что программа экономической интеграции «станет программой» только после того, как ее подпишут президенты стран и она будет принята на высшем Госсовете в декабре.

Речь идет о проекте «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства». 6 сентября его парафировали — согласовали с возможностью незначительных изменений — премьер-министры РФ и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас.


На фото: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (слева) и премьер-министр Белоруссии Сергей Румас (справа) (Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС)

В документе предлагается частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов — аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам. Вот как выглядят ее ключевые пункты:

— Предполагается объединить налоговые системы — по проекту программы, в Союзном государстве России и Белоруссии к 1 апреля 2021 года будет принят единый Налоговый кодекс.

— С 2021 года предлагается объединить еще два предмета суверенной политики. Во-первых, таможенную политику — вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы. Во-вторых, объединить энергетическую политику. При этом документ прямо предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии.

— Об объединении эмиссионных банков и единой валюте речи в документе не идет. Однако стороны намерены договориться о гармонизации макроэкономической политики, унификации валютного контроля, объединении платежных систем. Плюс частично договориться о едином режиме защиты инвестиций.

— Два министерства экономики — российское и белорусское — к 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК, предлагается ввести единый режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей. Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства.

Вместе с тем, «Программа действий» не затрагивает следующие сферы: оборону, госбезопасность, суд, правоохрану и вопросы МВД, а также непосредственно госуправление — внутреннее устройство исполнительной власти в России и Белоруссии.

По сути, программа не предполагает до 2022 года объединения двух стран с переходом в «надстроечную» структуру центральных властных полномочий Москвы и Минска. Однако именно такой вариант развития событий — первое, что приходит в голову после прочтения пунктов «Программы действий».

По мнению экспертов, переформатирование Союзного государства России и Белоруссии — один из сценариев транзита власти Владимира Путина после 2024 года, который рассматривает сейчас Кремль.

Что стоит за «Программой действий», как в реальности выглядят перспективы интеграции двух стран?

— Едва ли в ближайшие годы можно ожидать ускорения интеграционных процессов в отношениях России и Белоруссии, — считает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — На мой взгляд, исторический момент для этого был упущен 20 лет назад.

Напомню, в конце 1990-х — в последние годы правления Бориса Ельцина — эти процессы приобрели очень серьезный характер, и дело шло к созданию реального Союзного государства России и Белоруссии. Были подписаны соответствующие документы, а главное — договоренности носили политический характер.

Однако с избранием главой российского государства Владимира Путина в 2000-м году, интеграционные процессы с Минском были приостановлены, и затем фактически прекращены. Это было связано с позицией России — и конкретно президента Путина.

«СП»: — Что в интеграции не устраивало Кремль?

— При обсуждении устройства Союзного государства, видимо, предполагалось, что Лукашенко переедет в Москву, и займет в Кремле соответствующее место. Не пост президента Союзного государства, конечно, но по крайней мере кресло премьер-министра.

Так вот, с приходом Путина к власти на этих планах был поставлен жирный крест. У меня такое впечатление, что это было связано с личностным конфликтом между президентом РФ и Лукашенко. Как мне кажется, Путин в тот период боялся конкуренции со стороны Батьки.

Надо признать, в конце 1990-х — начале 2000-х рейтинг белорусского лидера в России был исключительно высок. Действительно, многие граждане РФ видели в Белоруссии образец того, какая политика должна осуществляться в государстве. А в Лукашенко они видели лидера, который способен такую политику проводить в рамках Союзного государства.

Личностный конфликт с хозяином Кремля, на мой взгляд, поставил на этом направлении точку. Видимо, Лукашенко понял, что ему ничего не светит в плане занятия высокой руководящей должности в Союзном государстве. В итоге глава Белоруссии потерял интерес к интеграционным планам — и сегодня мы имеем то, что имеем.

«СП»: — То есть, Союзное государство так и осталось в зачаточном состоянии?

— Говорить о каком-то Союзном государстве, я считаю, просто не приходится. Оно существует только на бумаге. Да, обе страны входят в Таможенный союз, а между Россией и Белоруссией отсутствует пограничный контроль. Но все это — лишь жалкие остатки от конструкции, которая планировалась в случае реального объединения Белоруссии и РФ.

«СП»: — «Программа действий», которую парафировали Медведев и Румас, меняет эту ситуацию?

— Сегодня можно сколько угодно говорить о возможностях интеграции. Но все это, я считаю, просто слова — реального воплощения «Программы действий» не будет.

Лукашенко, повторюсь, когда-то был убежденным сторонником единого государства, но сейчас в этой идее полностью разочаровался. Да и российское руководство не видит смысла, чтобы это государство реально существовало.

На мой взгляд, чтобы интеграционный процесс снова обрел реальную перспективу, в Москве и Минске к руководству должны прийти совершенно другие люди. При нынешних лидерах — и Путине, и Лукашенко — уже ничего не получится.

«СП»: — Почему «Программа» вообще появилась, да еще подковерно?

— На деле, объединение двух наших братских народов, двух стран в единое государство — важнейший исторический процесс. Чтобы как-то симулировать движение в этом направлении и набирать политические очки, Кремль изобретает программы, имитирующие интеграционные процессы. Но реально, повторюсь, они выполняться не будут — это лишь хорошая мина при плохой игре.

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments