Не так давно автора статьи пытались пригласить на какое-то мероприятие, посвящённое запрету “Русского марша”.
Бедных-несчастных русских наци, оказывается, настолько прессуют, что они не брезгуют искать поддержки у воинствующего коммуниста, да ещё и сомнительной с их точки зрения национальности. Сегодня, в “день Русского марша” - а иначе называть этот “праздник” как-то уже не к лицу, - мы тезисно поговорим об убожестве русского национализма.
В своих материалах мы уже говорили об отдельных элементах националистической идеологии - национальном шовинизме и традиционализме (https://vk.com/wall-6921_33802). Корпоративизм мы и вовсе разбирали под лупой в целой серии статей (https://vk.com/wall-6921_35916). Однако обобщающего, рубежного материала у нас ещё не было. Полезно заполнить этот пробел, тем более, что это ещё и даёт задел для дальнейшей разработки темы. Начнём мы с той, с позволения сказать, культурной традиции, на которой вырос радикальный русский национализм. Затем перейдём к взаимоотношениям националистов и правящего класса. И, наконец, покажем, почему национализм практически вреден для большинства наших сограждан, не исключая и часть мелкой буржуазии.
Православие, самодержавие, инородность
Так уж исторически сложилось, но русскому национализму не повезло с корнями. Если брать философскую основу, то так называемая “русская религиозная философия” - это довольно грубо и некритично пересаженное на русскую почву шеллингианство.
Русские славянофилы были вовсе не потомками купцов и старообрядческих начётчиков, и даже не относительно близких к народу “лапотных” дворян. Нет, это были состоятельные барчуки, говорившие по-французски и по-немецки лучше, чем по-русски, это были господа “с душою прямо геттингенской”. Создатель лозунга “Православие, самодержавие, народность”, министр просвещения Российской Империи граф Уваров был и вовсе завзятым англоманом.
Традицию “инородности” русского национализма продолжили и черносотенцы. Автор статьи исписал уже немало страниц, обращая внимание на то, как много было среди черносотенных организаций остзейских немцев, молдавских помещиков и выкрещенных евреев. Один Владимир Митрофанович Пуришкевич чего стоит. Более того, у этого явления даже есть вполне понятное экономическое обоснование: что остзейские, что бессарабские помещики были чистой воды компрадоры. И для них, чем бесправнее политически был русский мужик, тем дешевле его рабочая сила и, следовательно, тем больше их барыши на внешних рынках. Ну а натравив русского мужика на еврея и польского пана, можно было и пар спустить, и земельки себе отжать.
Современный русский черносотенный национализм воспроизводит описанную выше традицию, причём в карикатурном виде. Полюбуйтесь на истинно русских людей: Владислава Суркова, Дмитрия “Энтео” Цорионова и Александра “Хирурга” Залдостанова, “православного эксперта” Кирилла Фролова и Льва “Putnik1” Вершинина. Послушайте трели Соловьёва, доносящиеся до русского уха из далёкой Италии. Впрочем, если верить белоэмигрантским философам, русскость определяется не местонахождением, и не происхождением, и даже не вероисповеданием, а неким складом души.
Таким макаром можно записать в русские и немца-лютеранина, живущего в Париже и говорящего по-русски с нехилым акцентом. И только для того, чтобы оправдать его право командовать “разноязыким, утратившим национальное сознание сбродом” на его, с позволения сказать, “родине”. И это не просто домыслы злобного большевика: ведь именно такой русский национализм и был той идеологией, который увлекал за собой недобитых белых, которые попробовали вернуться в Россию в обозе гитлеровского Вермахта. И не случайно, одним из ведущих идеологов этого крестового похода против “собственного же” народа был Иван Ильин, писавший под маминой фамилией Швейкерт русофобские агитки в рейхсминистерстве пропаганды колченогого доктора Геббельса.
Этот персонаж не зря привлёк наше внимание (https://vk.com/wall-6921_37962), ведь в любви к нему имели неосторожность признаваться многие представители нашей нынешней элиты. В этом списке и Владимир Путин, и Геннадий Зюганов, и Владимир Жириновский. Первому не помешало “блокадное” прошлое его отца, второму - принадлежность к “коммунистической” партии, а второму - еврейское происхождение. Одним из ведущих идеологов “Единой России” является и вовсе большой фанат и “исследователь” творчества Ильина Олег Платонов. Так или иначе, но “инородность” русского национализма, чуждость его даже собственно национальным интересам страны, может увидеть не то чтобы коммунист или другой левый, но и даже мало-мальски умеющий думать патриот.
Вместо национализма
Но как же, ведь история знает и время, когда национализм был прогрессивным движением. Неужели у русского национализма не было такого времени? Нет, не было, потому что прогрессивные функции национализма у нас выполняли другие движения, преимущественно левые. Речь идёт о народничестве и русском марксизме, включая большевизм. Не случайно внук Николая I, князь Александр Михайлович Романов так охарактеризовал политику большевиков “на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи ”
Что характерно, в постсоветской России эта же история повторилась в виде фарса: нишу “нормального”, а не “инородного” национализма заняли “трудороссы” Анпилова и нацболы Лимонова. Естественно, что даже такой национализм не лишён всех его пороков, в том числе и проповеди шовинизма и корпоративизма. Но “красно-коричневый” национализм хотя бы не выделяется своей антинациональностью в ряду других национализмов, как это делает национализм черносотенный, о котором мы так долго толковали. Впрочем, похожие явления существуют и заграницей, о чём мы как-нибудь ещё поговорим.
Заклятые друзья
Господин, пытавшийся пригласить автора статьи на акцию в поддержку “Русского марша”, постоянно жаловался на своей страничке на то, как обижают бедных профессиональных русских. Но, судя по его откормленной физиономии и аккуратно подстриженной бороде, на чужбине ему живётся как минимум неплохо.
Похожее нытьё можно услышать и от главного “интеллектуального националиста” всея Руси Егора Просвирнина. Давно устоявшееся описание любого его поста - “Жирный опять ноет”. И это тоже вполне традиционно - тот, кто читал “Майн Кампф” (запрещено в РФ), наверное, обратил внимание на постоянные жалобы бедного Адика, на то, как его все обижают.
Ровно так же, националисты преуспели в преувеличивании масштабов репрессий в отношении себя любимых. Случайно погибший в ходе неудачного нападения на левых активистов наци делается мучеником и в честь него сочиняется “песня Хорста Весселя”. Справедливости ради, скажем, что подобным искусственным созданием образа жертвы режима, не брезгуют и либералы (https://vk.com/wall-6921_37536), о чём мы уже говорили (https://vk.com/wall-6921_37730). В целом, подобное медийное симулянство - вполне типичный приём буржуазной политики (https://vk.com/wall-6921_34200). Ведь идеолог правящего класса прекрасно знает, что голос тех, кто действительно страдает, легко заглушить с помощью лжи и белого шума. (https://vk.com/wall-6921_38411)
Ну а за всем этим шумом и трескотнёй скрывается то, что бедненьких-несчастненьких националистов активно спонсирует государство и крупный бизнес. Более того, чёрная сотня имеет своих людей в правительстве и других важных государственных структурах. Чего стоит один министр культуры Мединский, пытавшийся реабилитировать Маннергейма и создавший при министерстве рассадник плохо прикрытого фашизма в лице “Русского Военно-исторического Общества”. Разногласия же между правыми во власти и “оппозиции” не стоит преувеличивать: милые бранятся, - только тешатся.
Шовинизм как камень на шее
Само социальное содержание национализма мы приберегли на сладкое. Что ж, частную собственность и в целом интересы правящего класса защищают все правые идеологии, включая даже самый “левенький” либерализм. Поэтому мы остановимся на тех элементах буржуазной идеологии, которые привносят туда именно националисты. Корпоративизм, разобранный нами уже не раз, мы оставим за кадром.
А вот на шовинизм обратим более пристальное внимание, хотя мы и обращались к этой теме раньше. В частности, мы показали, как шовинизм дробит общество на бессильные меньшинства (https://vk.com/wall-6921_37329), но лишь кратко обозначили, как работает механизм “резервной армии труда”. А это очень важно, так как показывает, почему даже привилегированному столичному работнику, имеющему собственное жильё и накопления, не стоит участвовать в погромной травле трудящихся мигрантов.
Дело в том, что чем больше мы позволяем государству, бизнесу и “профессиональным русским” травить мигрантов, особенно из Средней Азии”, тем более дешёвым становится их труд. Ведь бесправный, всюду преследуемый человек готов согласиться работать за меньшие деньги и на худших условиях. Лишь бы дали хоть какую-то работу. Ведь на разорённой местными баями и транснациональными корпорациями родине работы на всех не хватает, а жить хочется. Более того, такому бедолаге можно и вовсе не платить часть зарплаты и всячески нарушать его трудовые права. Вплоть до создания по-настоящему рабских условий труда.
Крайне дешёвый труд мигрантов ставит в тяжёлые условия и местных работников. Если русский дворник, строитель, курьер или официант потребует большую зарплату или просто соблюдать его прав по трудовому или даже гражданскому договору, босс всегда может послать лесом словами: или соглашайся на эти условия, или я таджиков вместо тебя найму.
Но на этом проблемы не заканчиваются. Ведь волна удешевления труда поднимается до самого верха, не затрагивая непосредственно, лишь крайне узкую прослойку привилегированных наёмных работников - менеджеров и дорогих технических специалистов. Однако здесь срабатывает уже другой механизм. Ведь привилегированные спецы составляют крохотное меньшинство как в большинстве крупных компаний, так и в экономике в целом. А значит, будучи отделены от остальных работников стеной шовинизма, они оказываются один-на-один с работодателями.
В период экономического бума это не представляет особой проблемы. Более того, верному холую часто перепадают хорошие объедки с барского стола. Тем более вкусные, чем менее они доступны остальной массе наёмных работников. Тут тебе и полис ДМС, и дополнительные отпуска, и фитнес, и премии, и отступные при увольнении.
Но в кризисное время работодатели резко вспоминают, что незаменимых людей нет, и для изнежившихся за сытые годы привилегированных работников наступают тяжёлые времена. Как так, меня, ценного и преданного сотрудника - и на мороз!? Да ещё и сапогом под зад. Да, неприятно, но вы, господа, отчасти и сами в этом виноваты. Как говорится, Минздрав предупреждал.
Но самое вкусное в том, что даже части мелкого бизнеса, описанный выше, трудовой демпинг очень сильно вредит. Ведь у мелкого предпринимателя нет преимущества масштаба, а более сильные контрагенты так и норовят скинуть на него все свои издержки. И если юный, неоперившийся атлант, решил заняться производством или организовать наукоёмкий стартап, то ему приходится немало помучаться из-за кадрового демпинга со стороны крупных хищников. Ведь последние в отличие от мелкого бизнесмена даже при общей низкой стоимости рабочей силы могут себе, если нужно, нанять и дорогого работника.
Так или иначе, социальный шовинизм, в том числе и национальный, не только не отвечает объективным интересам основной массы наёмных работников. Он также вредит и более привилегированным группам населения - “подкупленной” верхушке пролетариата, а также производительной части мелкой буржуазии. Кто остаётся?
Олигархия и её обслуга, средняя и высшая бюрократия, а также наиболее паразитическая часть мелкого бизнеса. Вот пусть эти господа и ходят на русские марши и празднуют своё трогательное единение. В конце концов, по мнению уже упомянутого Просвирнина, русский - это тот, кто может за это платить. Всех остальных сегодняшний праздник не касается. Единственная нам всем польза от так называемого “Дня народного единства” - выходной. Так что сидите дома и отдыхайте на здоровье.
За картинку благодарим нашего читателя Claudio Monteverdi
Journal information