О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Category:

КАКИМ БУДЕТ ЕГЭ-2020?

https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_33221
Этот вопрос волнует тысячи абитуриентов, и уже сегодня на него в общих чертах можно дать ответ. Методику рассуждений поясним на конкретном примере.

Известно, что в 2019 году резко выросли показатели профильного ЕГЭ по математике. Средний балл подскочил сразу на 6 пунктов, а число высокобалльных работ увеличилось более чем вдвое. Этот рост был предсказуем сразу после экзамена, поскольку его задания оказались небывало простыми. В соцсетях писали даже, что «ящерка ( читайте: Ященко — разработчик КИМов ЕГЭ по математике) с бодуна перепутал варианты и вместо «профиля» дал «базу»» (см. https://vk.com/wall-62604527_27189 ). Однако такой исход можно было предвидеть и существенно раньше. Он был предопределён конкретными организационными решениями.

Напомним, что в декабре-2018 ввели запрет на одновременную сдачу двух математических ЕГЭ: примитивного базового экзамена (он годится только для получения аттестата) и вступительного профильного. До запрета два ЕГЭ сдавали около половины всех выпускников. Многие предпочитали разделаться с аттестацией за 11 классов на уровне начальной школы (таковы требования базового ЕГЭ), а потом, уже ничем не рискуя, испытывать свои шансы на вступительном профильном экзамене.



Понятно, что введённый запрет восторгов не вызвал. Его причины никто не объяснял, но они были, и о них стоит вспомнить. Дело в том, что до сих пор в ходу законодательно прописанная сказка о том, что «ЕГЭ – это выпускные и вступительные экзамены одновременно». Так вот, «выпускной» ЕГЭ по физике, например, выпускники-2018 писали 20 июня. 25-го они получили аттестаты, а результаты этого экзамена узнали только в первых числах июля. Оно бы ничего, да только кое-кто получил двойки. И такое можно было бы терпеть, но среди двоечников попадаются золотые медалисты.
Тут уже явный конфуз: золотая медаль при двойке на «выпускном экзамене».

И в Минпросе решили увязать медаль с оценками ЕГЭ. По обязательным экзаменам (русский язык и математика) для аттестата с отличием установили минимальный порог в 70 баллов. (Заметим при этом, что по математике есть два варианта аттестации – «база» (для «гуманитариев», в число которых могут попасть и все будущие медики, к слову), где надо получить простую пятёрку, и «профиль» – там те самые 70 баллов. Требования совершенно не равнозначные – уравняли вошь с тараканом – но аттестат дают одинаковый.) А по всем прочим ЕГЭ, что сдаёт будущий медалист, от него собираются требовать отсутствия двоек (см. https://rg.ru/2020/01/27/opublikovan-proekt-novogo-po..
). Пустяк, но чтобы это заработало, надо успеть провести и проверить все ЕГЭ до традиционного выпускного бала, который проходит 25 июня. А проверка вместе с апелляцией занимает более 10 дней, несмотря на все «информационные и инновационные технологии» Рособрнадзора.

Эта новация потребовала существенного сжатия графика единых экзаменов, который и без того был уплотнён немыслимо. Два экзамена по математике – это три лишних дня в расписании. Поэтому математические ЕГЭ решили проводить в один день, а школьники (как следствие) лишились возможности сдавать оба экзамена. (В 2019 году основная волна ЕГЭ впервые была завершена 13 июня.)

В исключительном положении оказалась Москва. Там уже несколько лет более 30% будущих выпускников сдавали базовый ЕГЭ после 10 класса и в последний год обучения о математике могли не вспоминать. Однако никто не запрещал им в 11 классе сдать ещё и «профиль». Многие такой возможностью пользовались. В 2019 году, когда всех школьников поставили перед жёстким выбором, москвичи, уже сдавшие «базу», спокойно могли идти на профильный экзамен. Точно так же будет и в текущем году, ведь никаких проблем с расписанием при этом не возникает.

Однако уже объявлено, что нынешний год – последний: если в 2020-м в 10 классе кто-то сдаст «базу», в 2021-м на «профиль» его уже не пустят.
Почему?
А из соображений «справедливости»: пусть живут, как вся остальная Россия.

Итак, если выпускник выбрал «базу», то никакого профильного экзамена, а значит, и вуза, связанного с математикой, ему не видать. Типа «гуманитарий ты полный», и нечего тебе туда соваться.

Однако проходит год после выпуска, и с тем же «гуманитарным аттестатом» можно сдавать любой ЕГЭ и поступать куда угодно.
«Логика» впечатляет.
Но она, как понимаете, есть. И это — стандартная логика решения проблем ЕГЭ, когда всё прочее во внимание не принимается.

Обсуждаемое решение породило массовое подспудное недовольство. При этом был простой способ предупредить возможный всплеск активных протестов после проведения экзаменов, которым и воспользовались: дать максимально щадящие задания профильного ЕГЭ.
Как можно меньше двоек и как можно больше высоких результатов.

И к тому же появляется возможность ненавязчиво заметить, что «правильные управленческие решения» тут же дают эффект.
Подчеркнём: заметить ненавязчиво .
К резкому скачку результатов по математике особо не привлекали внимания. Поскольку любому специалисту ясно, что это следствие прямого очковтирательства. Объяснить его «ростом качества образования» невозможно хотя бы потому, что по смежным дисциплинам подобного подъёма не было.

А теперь о ЕГЭ-2020. Министром просвещения стал главный надзиратель Кравцов. Он много лет возглавлял Рособрнадзор, крышевал там бизнес на издании пособий по подготовке ЕГЭ, ОГЭ и ВПР и свой статус «пахана» в надзорной структуре, бесспорно, сохранил. В подтверждение заметим, что у Рособрнадзора до сих пор нет нового начальника, что крайне странно, ведь эта структура отвечает за проведение «спецоперации ЕГЭ» государственной важности, и это – без персональной ответственности. В своём новом статусе Кравцов отвечает за школу, а он привык казаться «эффективным менеджером». Нужны результаты, быстрые и впечатляющие. Именно этого ждут от него и сверху. Нацпроект «Образование» идёт уже второй год. Требуется эффект, и не бумажный, а тот, что «народ сможет ощутить на себе».

Отсюда следует сценарий будущих единых экзаменов. Баллы ЕГЭ – «объективный и независимый» показатель состояния образования. Собственные высокие результаты «ощутят и осознают» десятки тысяч абитуриентов. Вся кухня ЕГЭ – в руках министра Кравцова.

Так каким будет ЕГЭ-2020?
Очевидно, очень простым, строго в рамках репетиторских шаблонов, по которым натаскивают на экзамены большинство школьников.
(Во всяком случае, этот прогноз в полной мере относится к самым массовым экзаменам: русский язык, математика профильная, обществознание, физика и др.)

Показатели рванут вверх, "все будут довольны", а наше образование, получив от имени государства ещё более низкую «планку качества», продолжит движение по пути деградации.
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment