О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Category:

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ МИНИСТР ФАЛЬКОВ?

https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_33104
В послании к ФС РФ президент произнёс такую фразу:
«Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения».
И добавил:
«Это не так просто наладить, но нужно это сделать».

Переводы студентов — дело обычное. Это — рутинная работа учебных отделов вузов. Есть свободные места — сдавай разницу в учебных планах и учись на другой специальности. Никаких препятствий нет.

Так почему такая пустяковая тема вдруг прозвучала на всю страну? Понятно, что ответ могут дать лишь те, кто вставил эти слова в послание. И разъяснение не заставило себя долго ждать. Агентство «Росбалт» опубликовало высказывания «известных экспертов» (см. https://www.rosbalt.ru/moscow/2020/01/25/1824484.html
), из которых следует, что речь идёт об очередном реформировании высшей школы. Предполагается переход от болонской системы «бакалавр — магистр» (4+2) к формуле 2+2+2.

Все новации в системе образования старались завернуть в красивый фантик. Эта — не исключение.
Сегодня абитуриенты приходят в вузы по ЕГЭ, и многие оказываются совсем не там, куда собирались поступать изначально. Явление это обычное, так было всегда: желания часто не совпадают с возможностями. Однако в прошлом есть много примеров, когда заброшенные волей случая в нежеланный вуз студенты становились известными крупными специалистами.




Особенностью нынешней ситуации является то, что оказавшийся на случайном месте студент не только изначально лишён мотивации, но и зачастую не способен там учиться, ибо у него нет базовых знаний, которые не дала нынешняя школа, завязанная на ЕГЭ и другие системы тестового контроля. Так возникает синергия «двух не»: не хочу и не могу. В результате мы имеем чуть ли не половину студентов, которые твердят направо и налево, что «попали не туда», «это не моё» и т. д.

«Забота» об этих лоботрясах и есть та самая обёртка, в которую пакуют обсуждаемую новацию. Выглядеть она будет импозантно, и «социальная поддержка» вроде как обеспечена.

При этом совершенно очевиден её катастрофический итог.

Два слова о том, как работает болонская система. Бытует мнение, что после четырёх лет бакалавриата из вуза уходят слабые (и те, кому этого достаточно), а остальные непрерывно продолжают обучение в магистратуре. Однако «непрерывности» как раз и не получается. Дело здесь не только в том, что магистратура — отдельная «ступень обучения», куда надо сдавать вступительные экзамены. Суть болонской системы — в возможности смены специальности после окончания бакалавриата (как раз то, о чём сказал президент применительно к студентам 2 курса). Поэтому в одной группе магистратуры оказываются студенты с самой разной базовой подготовкой.

Вот типичный пример: на 10 бюджетных мест по специальности «математика» зачислены:
4 бакалавра-математика; 1 экономист; 3 инженера; 2 филолога.
Других не оказалось. А на вопрос: «чего их всех понесло на фундаментальную математику?» ответ прост: на каких-то специальностях в данном вузе магистратуры вообще нет, а где-то мало бюджетных мест и высок конкурс.

Совершенно ясно, что учить такую группу невозможно. Никакого «углублённого образования» в такой среде получить нельзя, потому что филологи не знают математики вообще, и для них (и инженеров — тоже) всё придётся начинать практически с нуля. Если действительно всех учить — иначе не получится. Заметим, что вузу дорог каждый студент, ибо там нормативно-подушевое финансирование.

Это общая беда российской магистратуры — разрыв образования, необходимость снова начинать с азов. Тем самым полноценное высшее образование во многих случаях уже ликвидировано. Разумеется, есть вузы, где не так, но они — скорее исключение.

Что же будет, если произойдёт ещё один аналогичный разрыв после второго курса? Ясно, что переход на другую специальность «по желанию» исключён в принципе. Это было бы равносильно тому, чтобы принимать всех в вузы без вступительных испытаний. Поэтому придётся вводит вступительные экзамены на третий курс. И их даже можно сделать существенно более строгими, чем те, что сегодня сдают поступающие в магистратуру (большинство второкурсников (в отличие от бакалавров) пожелают продолжать обучение). Но в любом случае эти экзамены не заменят те 4 сессии, что уже сдали «свои» студенты. (Кстати, этим своим тоже придётся участвовать в конкурсе.)

Таким образом, даже на топовых специальностях появится контингент с недостаточным уровнем подготовки. Как следствие — будет описанный выше сбой учебного процесса. На специальностях «средней руки» ситуация окажется ещё более тяжёлой: многие успешные уйдут, а на их место явятся представители самого «низа». И тут уже будет не до жиру, придётся брать всех.

Поставьте себя на место добросовестных преподавателей (такие ещё есть). Они два года поднимали массу жертв ЕГЭ до уровня, когда с ними, наконец, стало можно работать, и тут такой удар: примите толпу таких же новых! А учить осталось (до выпуска) — те же два года.

Идеологи реформы уже объясняют, что первые годы обучения надо кардинально перестроить. Что вузы должны давать в этот период некую универсальную базу, на основе которой будет возможен самый широкий выбор.

«Студентов ознакомят с фундаментальными науками по широкому спектру направлений — от естественнонаучного до гуманитарного, включат их в практическую, исследовательскую и творческую работы, чтобы они могли понять, что у них получается лучше, могли сделать более осознанный выбор, и оставшиеся два-три года посвятить уже непосредственно профессиональной подготовке».
«Конечно, есть направления, которые требуют более длительного обучения. Например, медицина. Но есть и такие, которые можно за два-три года освоить при условии, что предыдущие два-три года человек погружался в математику, физику, право и другие науки»
(Цитаты по ссылке выше.)

Итак, на 1 — 2 курсах: «математика, физика, право и другие науки». Для всех.
«Это не так просто наладить, но нужно это сделать» – В.В.Путин.

Что можно сказать на такое? У нас даже в школе давно в помине нет гармоничного образования. Школа по факту профилирована, а скоро будет профилирована и по закону — ФГОС доберётся до выпускных классов (см. https://vk.com/wall-62604527_21950
). Дети готовятся к избранным ЕГЭ, и ничего кроме в большинстве своём знать не желают. Выпускников, которые ориентируются в «математике, физике и праве» одновременно сегодня практически нет. Две-три дисциплины в формате ЕГЭ и точка. Это стандартный «кругозор» выпускника. О какой «универсальной подготовке» в вузе в такой ситуации можно вести речь? Как можно поднимать такой вопрос и при этом вообще не затрагивать школу, которую продолжают вести по пути специализации и профилизации?

Демагоги на эти вопросы отвечать не будут. Они получили «высочайшее благословение» на реформу, и похоже, что всерьёз принимаются за дело. Уже пишут о том, что новый министр науки и образования Фальков якобы ввёл эту схему в своём Тюменском университете. Теперь ему и карты в руки — сотворить всё это в масштабах страны.

Неужели возьмётся?
Мы озаглавили этот материал по аналогии с предыдущим (про Кравцова - см. https://vk.com/wall-62604527_33032
), но со знаком вопроса в конце. С бывшим надзирателем всё ясно, и его действия можно предсказать определённо. Здесь же хочется не терять надежду, что до реализации описанного плана дело не дойдёт. Потому что это будет завершающий удар по нашему высшему образованию, настолько очевидный, что его не получится списать на обычную чиновную тупость.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment