О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Categories:

Министру не дали «нулевой» кредит на зарплату

http://www.sovross.ru/articles/1969/48497
Сегодня утром новостные ленты информационных агентств разнесли презабавнейшую новость. Действующий министр экономического развития Максим Решетников в качестве «тайного клиента» решил проверить работу банков, выдающих пострадавшим от пандемии коронавируса компаниям беспроцентные кредиты на выплату зарплат. Обзвонив два крупнейших банка, министр не смог взять «нулевой» кредит. О своем неудачном опыте он рассказал в Instagram.

«В одном [банке] оператор горячей линии ответил, что правительство якобы еще не подписало постановление. В другом пообещали выдать кредит, но... в мае», — написал Решетников, добавив, что обратил на случившиеся внимание руководства банков.

Это, конечно, мало кого может удивить. В нашей стране и не такие казусы случаются. Ну, подумаешь, президент России во всеуслышание, с экрана всех телевизоров страны объявляет о старте программы льготных кредитов на выплату зарплат, а банкам до обещаний нацлидера нет никакого дела. У них свои программы.

По словам того же Решетникова, пока в программу льготных кредитов на выплату зарплат, включились пять банков, еще 25 соглашений готовятся к подписанию. Понятно, что нужно как-то оправдываться и объяснять всероссийский бардак нерасторопностью банков. Поэтому, министру пришлось объяснять, как его ведомство мониторит ситуацию. Вроде бы как уже выданы кредиты на зарплату на сумму на 400 млн, об этом сообщил Решетников. Правда кому и где, разведать до сих пор никому не удалось.

Известно, что Центробанк выделит или уже выделил 150 млрд на программу кредитования бизнеса и индивидуальных предпринимателей под 0% для выплаты зарплат. Кредит выдается на год, первые полгода проценты не начисляются, а потом ставка повышается до 4%. По словам Решетникова, программа теперь доступна не только микро- и малому бизнесу, но также среднему и крупному. Хотя, по мнению министра экономического развития Максима Решетникова, программа убыточна, и он даже «рискнул» пожаловаться премьер-министру, что банки очень медленно ее реализовывают. Конечно же премьер с ним не согласился. «Что значит убыточные или нет? Это поручение президента. Наладьте ежедневный мониторинг, как это [поручение] исполняется», - подчеркнул Мишустин. Тут же премьер-министр попросил банки «как можно быстрее включиться» в программу выдачи беспроцентных кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса из отраслей, пострадавших от пандемии коронавируса. Как показала жизнь, и премьер-министр банкирам особо не указ.  Тот же Альфа-банк, сообщил, что временно ограничил выдачу беспроцентных кредитов.

Работодатели сейчас уже и не скрывают, что ожидали от нашего президента большего, чем один МРОТ, которого хватит только на четверть средней заработной платы.  Мало того, эта помощь оговорена множеством условий. Например, помощь получат лишь те компании, которые сократили не более 10% сотрудников. Выплаты будут рассчитываться исходя из числа сотрудников на 1 апреля. Каждый работник пострадавшей компании сможет претендовать на один МРОТ в апреле и мае (12 130 руб. в месяц). Деньги компании должны получить 18 мая.

Работодатели ожидали большего. Один МРОТ – это около 25% к средней зарплате, отмечает профессор Олег Вьюгин, нужно увеличить выплаты хотя бы на 25%, а помощь оказывать по крайней мере до августа. Поддержка не поможет полностью профинансировать зарплаты, хотя нагрузку на фонд оплаты труда на время снизит, замечает председатель петербургского отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. Мера поможет заплатить сотрудникам, рассказывает бизнесмен Алексей Петропольский: «Штат не сокращали, только оклады были порезаны, сейчас можно будет их восстановить». Но, например, юридический бизнес в список пострадавших отраслей не входит, хотя выручка упала более чем на 80%, жалуется он. В туристической отрасли выплата одного МРОТ сильно ситуацию не изменит, отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе. Субсидия компенсирует менее 30% средней отраслевой зарплаты, рассказывает она, работодателям все равно придется выплачивать остальную зарплату, а денег нет.

Мало того, многие предприниматели даже не смогут воспользоваться субсидией. На начало апреля 90% занятости сохранили единицы среди рестораторов и отельеров, потому что поток гостей стал падать еще с середины марта. Помощь запоздала, говорит основательница семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова, ставшая известной после встречи Путина с бизнесменами и посмевшая рассказать о плачевном состоянии дел в экономике страны. По ее мнению, большинство компаний отрасли уже потеряли и отпустили людей: «Многих мы сами трудоустраивали в розницу к коллегам, у которых сейчас хорошо с выручкой». Проблема и в критериях, замечает Татулова, например, ее компания не считается малым и средним бизнесом, хотя пострадала от кризиса.

В 2020 г. могут быть сокращены от 1,8 млн до 2,2 млн чел. Если бы решение было принято раньше, возможно, малый и средний бизнес сохранили бы больше персонала, считает директор Центра трудовых отношений Владимир Гимпельсон, неясно и что делать с мелкими компаниями, у которых небольшой штат, и даже единичные увольнения могут лишить их доступа к поддержке. Сохранение 90% сотрудников – достаточно строгое требование, особенно для малого бизнеса: показатель можно снизить и до 70%.

Чтобы оценить эффект от меры, нужно узнать конкретные условия получения таких субсидий.  Многие предпочтут московское пособие по безработице (19 500 руб.), поскольку оно больше МРОТ..

Поддерживать население нужно адресно, а не только через работодателей. Критерии формальной занятости оставляют за бортом индивидуальных предпринимателей и тех, кто занят в теневом секторе, но им тоже нужна помощь.

Сегодня уже очевидно многим в России. Родная власть в тяжелый момент оказалась отнюдь не такой заботливым, как нам два десятка лет внушали из телевизора.  Эпидемия  коронавируса набирает мощь, разрастается кризис в экономике – и эти стихийные явления показали гражданам реальное государство: совершенно не сильное и ответственное, каким пыталось казаться. С ростом заболеваемости становилось все понятнее, что российское здравоохранение к борьбе с коронавирусом не слишком готово: не хватает медиков, средств защиты и денег. И сегодня проблемы, как снежный ком, одолевают все сферы экономики, финансов, не говоря уже о социальных институтах.  Откровенной стала и  экономическая немощь власти  – скромную помощь людям она выдавливает из себя  весьма небольшими порциями.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments