О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Дарья Митина: Народ российский спустил «деленинизацию» на тормозах

https://forum-msk.org/material/news/16403029.html
Итальянская газета La Repubblica накануне юбилея Сами Знаете Кого задала мне три вопроса, публикую получившееся:

La Repubblica: Что лично для вас означает Ленин?

- Я коммунистом родилась, прожила 46 лет, коммунистом и умру. Для меня Ленин - спутник всей моей жизни, главный авторитет, барометр, нравственный камертон. Мыслители такого масштаба появляются, может быть, раз в тысячелетие, и я горжусь тем, что Ленин - мой соотечественник.

Прожив относительно недолгую жизнь, Ленин, уверена, был счастливым человеком, потому что мыслителей много, но совсем не каждому дано воочию увидеть свой воплощённый социальный идеал - Ленин был не только создателем революционной теории, но и успешным практиком, благодаря своему гению получившим возможность реализовать свои теоретические построения, проверить их на практике.

Ленин постоянно присутствовал в моей жизни - портреты и многотомное собрание сочинений дома, воспоминания о Ленине в детских книжках, рассказы родителей (мой покойный прадед, которому я обязана своей фамилией, близко работал с Лениным, был большевиком ленинской плеяды, закончил свою жизнь в трагическом 1937-м, но успел многое рассказать своей дочери - моей бабушке).

В отличие от многих современных «стихийных коммунистов», испытывающих инстинктивную симпатию к ленинской личности, наследию и взглядам, я коммунист не стихийный, а сознательный - мне повезло вдвойне: во-первых, учиться в школе, когда ещё общественные науки преподавали в марксистско-ленинском ключе (включая произведения самого Ленина, включенные в программу); во-вторых, учиться на историческом факультете МГУ, где в самые тяжёлые и неблагоприятные для учёных-гуманитариев времена - 1990-1995 гг. - доминировал разумный, объективный подход, и в целом предпочтение отдавалось марксистско-ленинской парадигме. На нашем факультете убеждённые антикоммунисты среди преподавателей были большой редкостью.


Собственно говоря, бессмертие Ленина - это именно то, что он всю нашу жизнь нас сопровождает: мы видим своими глазами правоту его учения и практики. Созданный им Советский Союз не только освободил мир от фашизма, но и по сей день задает социальные и нравственные стандарты для всего мира.

Я объехала более 70 стран, и нет такой страны, где бы я не видела ленинских книг, его изображений, его последователей. Даже в тех странах, где изображения Ленина и коммунистическая символика под запретом, и за их публичную демонстрацию предусмотрена уголовная ответственность. Примерно от четверти до трети населения земного шара живет в странах, которые не отказались от ленинизма и ленинского опыта. Два года назад скептики были посрамлены, увидев, с каким размахом мир отмечал 200-летие Маркса, так вот, уверена, грядущее 150-летие Ленина будет отмечаться столь же широко, по всему миру.


La Repubblica: Что осталось от ленинского наследия в современной России?

- Собственно говоря, от ленинского наследия осталась вся та страна, в которой мы живём :). Всё то, что в нашей стране работает, крутится, вертится, кормит и поит, строит и возделывает, учит и лечит, освещает улицы и дома, говорит и показывает, - это всё ленинское наследие.

Даже нельзя сказать, что без Ленина и его последователей наша жизнь была бы совсем иной, - абсолютного большинства из нас бы элементарно не было на свете.

Что касается внешней, символической стороны, то нужно признать, что в отличие от ситуации в других бывших советских республиках, в России народ не принял поначалу резво начатую ельцинистами «деленинизацию» и спустил её на тормозах.

Имя Ленина сохраняется в основном и в топонимике, и в изобразительном искусстве, и в библиотеках, и в школьных и вузовских программах, правда, в сильно редуцированном объёме. Кафедр марксизма-ленинизма в вузах сейчас нет, но марксизм-ленинизм изучается. В крупных университетах существуют факультативы по марксизму-ленинизму, которые ведут учёные-марксисты; в последнее время, как грибы, плодятся молодёжные марксистские кружки, где ленинскому наследию уделяется огромное внимание, появляются десятки молодых видеоблоггеров, рассказывающих о Ленине и дискутирующих о нём.

Грядущее 150-летие В.И. Ленина академическая и общественно-политическая среда запланировала отметить с большим размахом (международные симпозиумы, ленинские чтения, конференции, выставки в Москве, Санкт-Петербурге (Ленинграде), Ульяновске, Казани и др.). К сожалению, эпидемия коронавируса внесла в эти планы существенные коррективы, и сейчас продумывается, как все эти мероприятия перевести в другой формат. Непосредственно в день ленинского юбилея, 22 апреля, на телеканале «Культура» будет спецвыпуск чрезвычайно популярного интеллектуального ток-шоу «Что делать?», целиком посвященный Ленину, с участием вашей покорной слуги (в момент ответа на вопросы ещё было не известно, что телеканал "Культура" сдрейфит и зажмёт показ передачи - Д.М.).


Тем не менее, об отношении российских правящих кругов к Ленину нетрудно догадаться - трудно себе представить, чтобы крупная олигархическая буржуазия, правящая бал в стране, относилась с почтением к человеку, посвятившему жизнь уничтожению буржуазии как класса.

Каждый год, невзирая на протесты и открытые письма общественности, интеллигенции, писателей, политиков, тысяч неравнодушных граждан, власти на время проведения торжественного парада Победы 9 мая заколачивают мавзолей В.И. Ленина на Красной Площади несуразными фанерными конструкциями, драпируют его тряпками, грубо искажая исторический облик площади, чей ансамбль внесен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

А ведь именно к мавзолею Ленина после победы в Великой Отечественной Войне победителями были брошены 240 гитлеровских штандартов и знамен. Достаточно вспомнить о том, что до победы Великого Октября царская армия самодержавной России проигрывала одну военную кампанию за другой. Неспособность прогнившей российской монархии и её армии, строившейся на сословном неравенстве и зуботычинах, оказать достойное сопротивление врагу явилась одной из немаловажных причин самой революции. Красная Армия, у истоков которой стояли Владимир Ленин, возглавляемая им большевистская партия и советское правительство, сумели одолеть уже завоевавший к 1941 году полмира фашизм, принести народам свободу и возможность мирно развиваться.


Драпировка мавзолея, разумеется, не главный пример вытравливания российскими властями памяти о Ленине, просто достаточно наглядный. Главное, конечно, - стремление отказаться от ленинского наследия в повседневной практике, демонтаж завоеваний социализма, реванш крупного капитала, возобновление капиталистической эксплуатации.

История развивается нелинейно, и для меня совершенно очевидно, что на путь развития, прорисованный Лениным, вернется не только Россия, но и многие другие страны.


La Repubblica: Насколько соперничество между разными коммунистическими организациями повлияло на утрату ленинского наследия?

- Современная российская коммунистическая многопартийность (да и не только российская, в большинстве стран мира она существует), соперничество между разными коммунистическими организациями повлияло не на утрату ленинского наследия, а как раз наоборот - на его сохранение и приумножение.

На отказ государства от ленинского наследия повлиял контрреволюционный верхушечный переворот 1991 года, утрата Коммунистической Партией Советского Союза власти в стране и последовавшее за ней уничтожение СССР.

Есть распространенная точка зрения о том, что коммунистическая однопартийность в советские годы и монополия КПСС на власть были как раз одними из причин краха Советского Союза. То же касается и ленинизма, который, не встречая идеологической конкуренции, находясь как бы в идейном вакууме, с течением времени перестал творчески развиваться.

Что касается разобщенности коммунистического движения сегодня, то она парадоксальным образом способствует развитию ленинской теории, идеологическим дискуссиям, диалогу между коммунистами. Четыре относительно крупные коммунистические партии в современной России не объединяются между собой отнюдь не только по организационно-тактическим причинам и из-за амбиций лидеров, но, прежде всего, из-за идеологических разногласий, несмотря на то, что все четыре позиционируют себя как марксистско-ленинские. Наличие таких разногласий на данном этапе объяснимо, они как раз и стимулируют творческое развитие ленинских идей, поддерживая интерес к ним, а заодно и к их выразителям, в обществе.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments