О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Categories:

Маланов Сергей Владимирович: К вопросу о мотивации учителя, преподавателя, профессора, и не только…

https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_35902
Образование в СССР было подчинено задачам сохранения и передачи следующим поколениям лучших образцов культурного и научно-технического опыта (не всегда удачно, и не во всем эффективно)... Таким оно некоторое время продолжало оставаться в России и после сговора, результатом которого стало умышленное социальное и культурное разделение, а затем и противопоставление братских народов.

Сегодня – ни образцов, ни трансляции, при полном отсутствии целеполагания. Повсюду насаждаемая плюралистическая конкуренция.

Жизнь граждан страны поставлена в зависимость от продажи природных ресурсов и намечаемых правительством сроков доживания (вымирания) под нескрываемую пропаганду от ведущих телевизионных шоу безнравственности и индивидуализма на основе принципов «никто никому ничего не должен».




На фоне так выстраиваемой системы социально-экономических отношений, кто не наблюдал нищету и безысходность, отсутствие перспектив в жизни тех Учителей, Преподавателей, Профессоров, которые, отказываясь от идентификации с содержанием официальной пропаганды, имеют смелость обсуждать с учащимися реальность социальных отношений и материального производства, будущее страны и ее граждан? И почему готовность к имитации и профанации так часто выступают основными критериями отбора работников образования?

Что может в таких условиях служить основанием для мотивации деятельности учителя, преподавателя, профессора? – Поддержать стремление некоторых чиновников, сделать образование «лучшим в мире» на основе бессодержательных критериев, умело подбираемых авторами зарубежных рейтингов? Такое стремление представляет собой имитационные игры, которые только увеличивают профанацию. «Лучшим в мире» образование быть не может. Для тех, кто к этому стремится, можно посоветовать поменять критерии оценки и признать образование в современной России «лучшим в мире». Даже, несмотря на текущую управляемую чиновниками и реализуемую «успешными менеджерами» деградацию системы образования, вполне можно признать ее «лучшей в мире», разработав соответствующие рейтинги. Что этому мешает?

По представлению учителей и преподавателей, школа призвана заложить основания научной картины мира и научить школьников пользоваться такими основаниями. Научить выделять факты, объяснять их и на такой основе прогнозировать события, явления... Такие результаты не могут быть достигнуты путем подчинения учебного процесса формированию умений решать ограниченный диапазон задач в трех предметных рейтингах (ЕГЭ)... Но именно решение последней задачи представляется главным творцам нынешней образовательной политики.

А задачи транслирования достойных образцов межличностных и социальных отношений? Они забыты? Они потеряли свою актуальность для России и ее граждан? В условиях демонстрируемых образцов лжи, воровства и безнравственности в реализации представителями власти социальных отношений важной задачей школы и вуза становится поддержание и сохранение образцов достойных межличностных взаимодействий и социальных отношений... Особая проблема современного учителя: как говорить правду, чтобы не сделали замечания «смотрящие»?

Кто из учителей и преподавателей со стажем не был свидетелем того, как благодаря усилиям правительства, специально отобранных чиновников-исполнителей и «успешных менеджеров» во множестве государственных школ и вузов России уничтожались десятилетиями создававшиеся образовательные программы и коллективы, методические объединения, кафедры, факультеты, образовательные и научные сообщества… И уничтожали именно тех, кто обеспечивал и школьникам и студентам наиболее высокий уровень подготовки!

Почему так? Потому, что невозможно сочетать высокое качество деятельности учителя или преподавателя с навязанными, не имеющими никакого смысла, функциональными обязанностями, с диапазоном имитационных отчетов и лживыми невыполнимыми планами-декларациями чиновников. Благодаря этому каждый учитель, каждый сотрудник вуза оказался в таких условиях, что основания для его увольнения могут быть легко выбраны из широкого диапазона навязанных чиновниками необходимых для выполнения ритуалов, имитаций и противоречивых требований.

Почему этому нельзя было противостоять? Просто потому, что нравственность и порядочность сотрудников не могла конкурировать с противоположными качествам менеджеров-оптимизаторов и идущим по их стопам исполнителям, овладевшим действиями сложения / вычитания на основе изощренно построенных рейтингов. Беда образованных граждан России в том, что их представления о морально-нравственных качествах представителей власти сильно искажены... Удивительно, что вопреки очевидности, граждане продолжают верить в святость и благие намерения представителей власти... в том числе президента и правительства.

Что может в таких условиях служить основанием для мотивации деятельности учителя, преподавателя, профессора? Высокая заработная плата (ирония)? Стремление транслировать научные и культурные достижения вопреки реальной государственной образовательной политике?

В настоящее время любой учитель, преподаватель, профессор сталкивается с массированными манипулятивными воздействиями со стороны СМИ, в которые вовлекаются учащиеся и все граждане России. При негласном запрете публичного обсуждения содержания таких воздействий, все оказываются в условиях двойных стандартов и двойной (без)нравственности. Например, не существует «искусственного интеллекта» и «цифровой (информационной) экономики»! Это содержательно неясные продукты современной мифологии.

Существует не «искусственный интеллект», а информационно-технические средства, которыми могут или не могут пользоваться, которыми владеют или не владеют люди или группы людей, реализуя определенные социальные отношения и межличностные взаимодействия. Такие средства могут использоваться, как для массового обмана граждан страны и извлечения односторонней выгоды, так и для отделения истины (относительной) от заблуждений, фактов от вымысла, правды от обмана. В связи с этим актуальной проблемой для нашего общества становится осуществляемое радикальное разделение граждан страны на:
а) состоятельное и защищенное меньшинство, которое получает право массово использовать информационно-технические средства для организации социально-психологических и социально-экономических манипуляций гражданами страны;
б) социально, экономически и политически подчиненное большинство, которое оказывается предметом информационных и социально-экономических манипуляций.

Сохранению социально-экономического и правового расслоения граждан наиболее эффективно могут служить электронные и дистанционные методы обучения. Использование таких методов обеспечивает решение двух главных задач:
а) разобщение учащихся, что позволяет избирательно навязывать различные формы индивидуалистического целеполагания и уничтожения друг друга во взаимной конкуренции, манипулируя основаниями для постановки целей;
б) изоляция учащихся (будущего поколения граждан страны) от включения в реальные межличностные взаимодействия и социальные отношения.

Также не может быть и «цифровой экономики». Экономика строится на трансляции и совершенствования материального производства и воспроизводства духовной культуры в непосредственных межличностных взаимодействиях. Под «цифровой экономикой» может в настоящее время скрываться только программа социально-психологических и социально-технологических манипуляций гражданами.

Что может в таких условиях служить основанием для мотивации деятельности учителя, преподавателя, профессора? Решение задач по поддержанию и сохранению такого неравенства и социального расслоения? Или стремление к массовому переводу школьников и студентов на «дистантные формы обучения»?

Последнее будет иметь для граждан страны еще более катастрофические последствия, чем подчинение деятельности вузов «болонской системе» и подчинение школьного обучения решению единственной псевдозадачи – сдаче ЕГЭ... Школьники и студенты окажутся изолированными от опыта реализации социальных и межличностных взаимодействий... Дистанционное обучение – это проект сведения учебной деятельности к оперированию изображениями, знаково-символическими средствами, и подчинения жизни тем задачам, которые будут избирательно задаваться (предопределяться) извне кураторами такого образования...

К сожалению, в настоящее время представители власти в стране делают все возможное для того, чтобы изолировать граждан страны от общения и взаимодействий и с представителями независимого научного сообщества...

А перед сторонниками широкой замены очных форм обучения «дистантными формами обучения» полезно ставить важные вопросы:
1. Сторонники дистанционного образования действительно считают, что оно могло бы заменить в их собственной жизни очное взаимодействие и общение с учителями, учеными, преподавателями, а также, например, и с собственными детьми?
2. Трансляция опыта непосредственных межличностных взаимодействий и опыта включения в реальные (а не виртуальные) и публичные социальные отношения – это второстепенная задача образования?
3. При нынешнем социально-экономическом произвольно-преднамеренном, управляемом и контролируемом властью расслоении граждан страны будет ли политика дистанционного обучения служить гражданам страны, а не произволу самоизбранных?

В настоящее время любой директор школы, любой ректор вуза, сохраняющий молчание и не адресующий правительству открытую и обоснованную критику, становится «творцом» нынешней образовательной политики и соучастником развала образования...

Прямо и открыто заявлять о профессиональной непригодности творцов образовательных реформ, а также открыто отказываться выполнять разрушительные указания решались единицы (это и есть те, кто готов взять на себя ответственность)...

Препятствовать увольнениям таких единиц, решались также единицы, которых отправили вслед за первыми... Осталось молчащее и терпеливое большинство, которое не просто забыло об «академических свободах», а опасается их возвращения! Сотрудники вузов страны легко и быстро привыкли к молчаливому существованию среди мошенничества, имитаций, лицемерия, предательства, подлости... И задают образцы подобной молчаливой жизненной позиции студентам, которые быстро привыкают к подобным способам существования... Так обновляется, накапливается и транслируется новый культурно-исторический опыт.

Кто-то может припомнить объединение сотрудников школ или вузов против управляемой извне деградации? Были такие школы, были небольшие коллективы в вузах, где протесты были подавлены на основе принципа «разделяй и властвуй»… опять же при молчаливом любопытстве зрителей. Спектакль будет продолжаться?

Без исполнительности большинства в бумажной имитационной профанации и стыдливо скрываемой конкуренции с собственными коллегами, основанной на страхе оказаться внизу изощренно навязанных рейтингов, реализация творческих проектов министров Фурсенко и Ливанова была бы невозможна...

Благодаря кому и для чего в 1/5 вузов России кресла ректоров занимают персонажи, задающие сотрудникам и студентам образцы плагиата и подлогов в научно-образовательной деятельности? Покровительство со стороны президента и главы правительства к лицам склонным к научному воровству и научному обману делает практически невозможным сохранение научной честности и научной нравственности в стране. Правительство России сделало все возможное для того, чтобы открыть все ворота научной безнравственности и продемонстрировать собственным примером ее значение для заполнения самых высоких ступеней в вертикали власти (
https://www.dissernet.org/publications/rectory.htm).

Все изложенное вовсе не оценочные суждения и не изощренно подобранные интерпретации… Это фактически так. Если бы министерство просвещения решилось на объективный, беспристрастный публичный сбор фактических данных о положении дел в системе образования России, решилось на независимый опрос учителей и сотрудников вузов, то это вызвало бы восхищение.

Достигнут небывалый диапазон неравенства и различий между материальной и технической обеспеченностью школ и вузов, а также оплатой труда сотрудников – от крайней нищеты и психологической обреченности до имитационно-показушных благополучных «элитных» учреждений, которые обеспечивают красивые, но узкие фасады отечественной системы образования…

А раз это фактически так, то каждый учитель и преподаватель должен с такими фактами знакомить школьников и студентов. Да и всем гражданам страны не помешает такое просвещение.

Пока учителя и преподаватели не осознают, что вынужденно и постоянно подменяют факты иллюзиями, которые строятся с помощью СМИ и собственного воображения, пока сосредоточены на поиске самооправданий, ничего меняться не будет... Кто, если не учителя и преподаватели вузов должны помочь учащимся и гражданам страны справиться с ситуацией: «дайте мне любой факт, и я придумаю вам тысячу интерпретаций и псевдообъяснений» (Киселев, Соловьев, 2010-2020). Но сегодня разоблачение лжи стало опасным видом деятельности?

Пора расстаться с наивной верой, что кто-то кому-то при нынешней власти позволит что-то менять в системе образования в стране к лучшему... Если бы такая цель ставилась – давно бы принимались простые и эффективные решения: от избавления учителей и преподавателей от бессмысленной формально-бюрократической и имитационной деятельности до избавления школ и вузов от воров и обманщиков. Можно предполагать, что основная цель власти – контролируемая организация условий для поддержания образования на низком качественном уровне и контролируемое распределение финансовых потоков. Все чем может отдельный преподаватель противостоять этому – открыто и публично рассказывать правду сотрудникам, студентам и общественности... до увольнения. Наверное, именно это может служить основанием для мотивации деятельности учителя, преподавателя, профессора?

Указанные обстоятельства показывают,что о нравственности в школах и вузах можно будет вести разговоры только после того как мы придем к радикальной смене социальной и образовательной политики в стране. Стандарты двойной безнравственности задаются гражданам страны (школьникам и студентам) на самом высоком уровне государственного управления (от Сердюкова к Улюкаеву, и выше, и ниже). Смотрим телевизор и давно этому не удивляемся. И находимся в постоянном поиске оправданий «вынужденности» и «необходимости» собственного молчания на этот счет?

Даже общаясь с нравственными людьми, например в школе, ребенок оказывается в условиях двойных стандартов и убеждается на каждом шагу, что нравственность в настоящее время является условием, ограничивающим социальную и экономическую успешность граждан страны. То, что принято в последние годы называть «социальными лифтами» основано вовсе не на образованности, профессионализме и нравственности, а на готовности включиться в реализацию коррупционных (подкуп, обман, воровство) и безнравственных (лицемерие, подлость) отношений, а также на родственных и дружеских связях, плодящих невежество во всех сферах общественной жизнедеятельности.

Нравственность, прежде всего, задается образцами межличностных и социальных отношений, в которые включен ребенок с момента рождения, а не разговорами о том, «что такое хорошо», содержание которых с детской очевидностью противоречит повседневной реальности...

Поэтому вопрос о «сохранении нравственности» – это вопрос об избавлении общества от безнравственных представителей власти и навязанных обществу безнравственных социальных отношений, а также безнравственных образцов межличностных отношений, задаваемых СМИ. Это также и вопрос об отсутствии поддержки со стороны общества тех учителей и преподавателей, которые задают школьникам и студентам образцы нравственности «не только на словах», а в общении и деятельности...

Что может в таких условиях служить основанием для мотивации деятельности учителя, преподавателя, профессора? Стремление обеспечить расслоение российского общества на основе взаимной конкуренции и сокращения в обществе людей, способных транслировать современные знания и соответствующие им формы мышления?

В сокращении. Полностью:

https://vk.com/doc29308039_549799840?hash=3d58baf0234..
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment