О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Category:

Сергей Блинов: Что думает Минпрос об отпусках учителей, ВПР и результатах ЕГЭ

https://activityedu.ru/Blogs/opinion/chto-dumaet-minpros-ob-otpuskah-uchiteley-vpr-i-rezultatah-ege/?utm_source=sendpulse&utm_medium=email&utm_campaign=weekly-article&spush=aXIuc29ib2xldmEyMDEwQHlhbmRleC5ydQ==
https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_39732
Наша публикация о проекте Минпросвещения «500+» вызвала бурный отклик. Все, кого волнует состояние нашего школьного образования, недоумевают и спрашивают: кто разрабатывает подобные проекты? Действительно, на виду и на слуху, как правило, лишь министр и несколько его замов. А кто у них в подчинении, кто в Минпросвещения отвечает за общее образование? Знакомьтесь: Евгений Семченко – директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования. Недавно Евгений Евгеньевич принял участие в передаче «Родительский вопрос» на радио «КП» («Комсомольская правда»). Вопросы были острые, а профессионализм чиновника, уровень его компетентности и стиль ответов предлагаем вам оценить самостоятельно..

«Решением руководства было принято решение»

Ведущие передачи «Родительский вопрос» Александр Милкус и Дарья Завгородняя начали разговор с актуальной темы: «Есть публикации о том, что триста тысяч учителей, чуть ли не пятая часть нашего учительского корпуса, в этом году остались без отпуска, они вкалывают и на ЕГЭ, и в пришкольных лагерях. Мы можем поблагодарить их за героический подвиг и труд, низкий им поклон. Но не случайно же у нас 56 дней учителям дается летний отпуск, чтобы они могли прийти в себя перед сложным учебным годом. В этом году как мы будем компенсировать учителям? Кроме “спасибо”, чем мы им поможем?»

Представитель Минпросвещения ответил коротко (здесь и далее приводится расшифровка ответов Евгения Семченко):

"Первое. Решением руководства страны было принято решение о соответствующей финансовой компенсации. Это раз. Второе. Конечно, нужно будет это компенсировать отпускными днями. Это же как бы естественно."



Евгений Семченко, директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования. Источник фото: пресс-служба Рособрнадзора

Ведущих, разумеется, такой лапидарный ответ не устроил, и они попытались уточнить, каким образом можно компенсировать отпуск «отпускными днями», если 1 сентября начнутся занятия.

"У нас же категории педагогов совершенно разные. Кто-то, кто ушел раньше в отпуск, завершил учебный год, они вышли, отработали, потом снова уйдут в небольшой отпуск. У нас же есть педагоги-предметники, которые в ЕГЭ не участвуют. Старшая школа, как правило. Началка – наоборот. Это все будет безусловно компенсировано, ну что вы," – уточнил Евгений Семченко.

Ведущие мужественно пытались получить хотя бы крупицы полезной информации: «Куда обращаться учителям, чтобы получить компенсацию? Кто за это отвечает?»

"Сейчас. Значит, было решение, адресованное в адрес глав субъектов Федерации. Соответственно, региональный министр образования отвечает за это. И руководитель муниципального отдела образования. Вот два крайних человека: министр образования субъекта Федерации и начальник управления образования района или города," – пояснил директор департамента Минпросвещения.

Вот все и прояснилось: в чей адрес было адресовано и кто крайний.

После этого ведущие предприняли еще одну попытку выяснить, что делать учителю, если, например, директор не отпускает в отпуск или не выплачивается компенсация: «Все упрется в директора, который скажет: денег нет, я не дам. А как в обход директора получать материальную компенсацию?»

Евгений Семченко был непреклонен:

"Директор влияния не оказывает. Ни да, ни нет. От него это не зависит. Если человек отработал и прервал свой отпуск, то он должен будет отгулять положенное ему по закону количество дней."

Почему выросли баллы ЕГЭ по информатике и литературе

От отпускных проблем перешли к ЕГЭ. Ведущие поинтересовались у гостя, почему в этом году так много недовольных сложностью заданий ЕГЭ, дело даже доходит до петиций с требованием пересмотра результатов. «Может быть, – спросили они, – это связано с тем, что в этом году хуже подготовились из-за эпидемии, самоизоляции, удаленки?»

Евгений Семченко сообщил, что «99 с хвостиком процентов участников экзамена со своими результатами согласны» и не подают апелляции, а также отметил рост баллов ЕГЭ по сравнению с прошлым годом.

"Самые первые экзамены, которые проходили по информатике, географии и литературе, они показывают результаты выше, чем в прошлом году. И это абсолютно прогнозируемо, потому что значительная часть, примерно 50 тысяч детей в этом году, которые планировали сдавать только базовую математику и русский язык, они не планировали поступать в вузы, они получили аттестаты. Соответственно, их результаты в среднем не учитывались, поэтому все результаты подросли,"– объяснил причину подросших баллов директор департамента Минпросвещения.

Ведущий программы Александр Милкус не выдержал: «Какое отношение имеет то, что 50 тысяч детей не сдавали обязательный ЕГЭ по математике и русскому, к среднему баллу результатов ЕГЭ по литературе или географии?»

Ответ Евгения Семченко:

"Нет, это напрямую не имеет. Но это имеет только в той части, что у детей было дополнительное время на подготовку. Я это так объясняю. Но это пока мои предварительные как бы анализы. Окончательно нам нужно будет время все проанализировать, все факторы, которые повлияли на результаты ЕГЭ, прежде чем говорить о конкретных выводах."

Ну что же, «предварительные как бы анализы» мы получили, теперь будем ждать окончательные.

«Помочь педагогу исправить дефициты»

В процессе разговора у ведущей передачи Дарьи Завгородней возник вопрос: «Существуют ли четкие критерии оценки работы учителя?»

Евгений Семченко ответил пространно:

"Подождите. Мы уходим в очень скользкую и сложную тему. <…> Нам надо прекратить попытки постоянно оценивать наших педагогов. Наша задача не в этом. У нас задача выявить те дефициты, которые есть у наших педагогов в предметной подготовке, в методической, в навыках объективного оценивания работ. И эти дефициты нивелировать, то есть помочь педагогу их исправить. Еще раз: мы не должны оценивать, вешать ярлыки, как обычно у нас это бывает. Мы всегда начинаем наказывать невиновных, награждать непричастных. Нам не этим надо заняться, а нужно заняться – и многие регионы это уже делают достаточно успешно – выявлением проблем у детей, у учителей и эти проблемы нивелировать."

Педагогов, конечно, трудно удивить: оценивать не будут, но будут «выявлять дефициты в предметной и методической подготовке», а потом их исправлять. Вероятно, где-то в недрах Минпросвещения разрабатывается программа помощи педагогам по «исправлению дефицитов». Можно предположить, что все сведется к курсам в институтах повышения квалификации, хотя последние заявления Сергея Кравцова о «наведении порядка в системе аттестации учителей» настораживают.

Диагностировать нельзя оценивать

На этом обсуждение темы «дефицитов у детей» не закончилось. Ведущий программы Александр Милкус рассказал о петиции, призывающей к отмене сентябрьских ВПР, и спросил Евгения Семченко, как он относится к таким петициям.

Представитель Минпросвещения, отвечая на вопрос, сравнил отказ от ВПР с нежеланием проходить досмотр в аэропорту:

"Сложно к этому отнестись. Сейчас поясню. Первое. Давайте положим себе руку на сердце и скажем: мы хотим без экзаменов получать права для управления транспортным средством? Мы хотим без досмотра проходить в аэропорты, вокзалы и так далее? Мы хотим без всяких препятствий получать различные права, не имея при этом обязанностей? Вроде бы да. Но с образованием так не пройдет."

Затем Евгений Евгеньевич вспомнил, как юный Женя Семченко в основной и старшей школе в начале сентября всегда писал контрольные работы по всем предметам. Хочется верить, что в Минпросвещения при принятии решений руководствуются не детскими воспоминаниями своих сотрудников, а серьезными аргументами. Например, академик РАО, доктор биологических наук, лауреат премии президента РФ в области образования Марьяна Безруких считает, что ВПР в начале сентября – это безумие. Для проведения подобных диагностических процедур в этот период нет ни физиологических, ни психологических предпосылок.

Кроме того, Евгений Семченко не объяснил, почему он не доверяет школам и какие у него основания считать, что учителя не в состоянии самостоятельно оценить пробелы в знаниях, возникшие у детей в результате весеннего онлайн-обучения. Возможно, это связано с предыдущим местом его работы: чиновник перешел в Минпросвещения из Рособрнадзора. Действительно, разве могут существовать какие-то другие объективные формы контроля, кроме ВПР?!

Коснулся Евгений Семченко и объективности ВПР:

"По поводу того, дает ли ВПР объективное оценивание. К результатам ВПР есть много вопросов, в том числе и у нас. И полностью объективной эту процедуру назвать нельзя. Еще несколько лет назад, анализируя результаты ВПР, мы увидели следующую картинку. Что у нас были десятки муниципальных образований, в которых сотни школ и десятки тысяч детей, у которых по результатам ВПР не было ни одной двойки, ни одной тройки и ни одной четверки. Одни пятерки. Можно в это поверить?"

Правильный вопрос, и ответ на него очевиден: разумеется, нельзя в это поверить. Но точно так же нельзя поверить, что в каждой десятой школе нашей страны больше половины учеников 5–6-х классов не осваивают программу по русскому языку и/или математике, а ведь именно такой неутешительный итог зафиксирован при проведении ВПР-2019. Есть школы, где было получено 90% неудовлетворительных оценок. Может быть, это показатель отношения школ и учеников к ВПР, а не уровня знаний? На экзаменах с высокими ставками – ОГЭ и ЕГЭ – таких результатов не наблюдалось никогда.

Завершилась эта часть передачи жонглированием словами «диагностировать» и «оценивать».

"ВПР в сентябре отменены не будут. Они проводятся именно для того, чтобы диагностировать дефициты. Никто никого оценивать не будет," – подытожил Евгений Семченко.

Дефицит профессионалов

В статье о проекте «500+» была названа одна из серьезных проблем Минпросвещения и Рособрнадзора – глубоко ошибочный подход к кадровому комплектованию: в профильном министерстве и надзорном ведомстве фактически нет бывших учителей и директоров с солидным опытом работы в школах страны. Опытные педагоги при обсуждении статьи горячо поддержали эту мысль.

Вместо «исправления дефицитов в предметной и методической подготовке» педагогов Минпросвещения и Рособрнадзору стоило бы сосредоточиться на ликвидации дефицита профессионалов в своих рядах. Стремление вывести Россию в десятку мировых лидеров по качеству общего образования с помощью министерских методичек, подготовленных в рамках проекта «500+», вызывает у опытных учителей и директоров школ горький смех и недоумение.

Когда Евгений Семченко возглавлял одно из управлений Рособрнадзора, его высказывания, как правило, были связаны с любимым детищем надзорного органа:

"Регионам необходимо выстраивать правильную работу с результатами ВПР с муниципальными образованиями и директорами школ."

Кто, что и зачем должен выстраивать, было не совсем понятно, но глубокая мысль чиновника касалась столь узкой темы, что никого особенно не волновала. Сейчас Евгений Евгеньевич возглавляет один из ключевых департаментов Минпросвещения и дает комментарии по широкому спектру вопросов школьной жизни: отпуска педагогов, ЕГЭ, критерии оценки работы учителя. Нужно быть готовым к тому, что ответы в стиле «решено принять решение и адресовать его в адрес» вызовут резонанс в педагогическом сообществе.

В заключение задам руководителям и чиновникам Минпросвещения вопрос: как вы считаете, после прослушивания радиопередачи с участием Евгения Семченко или прочтения этой статьи увеличится доля тех участников образовательных отношений, кто считает деятельность министерства разумной и эффективной? Мне этот вопрос представляется риторическим. А вам?


Комментарии (3)


  • Ольга
    Вот ведь что поразительно: читать лекции и вести уроки, не имея профильного образования по всем стандартам нельзя. А вот руководить образованием, не имея к нему никакого отношения, не проработав ни одного дня в образовательном учреждении - можно!!! Пустые фразы, пустые головы, пустые распоряжения, а в результате - полный провал.
    17 Ответить 3 августа 2020 г., 1:42

  • Галина
    Тут даже комментировать нечего. Ужас какой-то...
    14 Ответить 30 июля 2020 г., 23:50

  • Meri
    Как всегда: понятно, что ничего непонятно. Но вы держитесь. Мы вам поможем, диагностируя, выявляя, адресуя
    13 Ответить 30 июля 2020 г., 6:28

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment