Дмитрий Никитин, Роман Варум
На сентябрьских региональных и муниципальных выборах будет действовать «Умное голосование» (УГ) Алексея Навального. Предполагается, что сторонники политика по всей стране будут голосовать за предложенного им кандидата от оппозиции с целью не допустить до победы их соперника-единоросса. Общие списки поддержанных УГ кандидатов организаторами проекта не публикуются: каждый может найти своего кандидата в муниципалитет или областной парламент по месту жительства, введя на сайте «УГ» свой адрес регистрации. На выборах губернаторов УГ не поддерживает конкретных кандидатов, предлагая голосовать за любого, кроме представителя власти («Единой России»).
Передать эти данные по просьбе «Открытых медиа» члены ФБК также отказались. Всех кандидатов в заксобрания мы определили через сайт «Умного голосования» перебрав все избирательные округа в 11 регионах страны, где пройдут соответствующие выборы.
По итогам исследования «Открытые медиа» составили полный список кандидатов «Умного голосования» в региональные заксобрания, ознакомиться с ним можно по ссылке здесь.
Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ
По подсчётам издания, на выборах 11 региональных парламентов УГ поддержали 239 кандидатов, из них 136 коммунистов (57%), 52 эсера, 33 члена ЛДПР, шесть человек от партии «Родина», по четыре «яблочника» и члена партии «Социальной защиты», три самовыдвиженца и один член партии Захара Прилепина «За правду».
Так, в Белгородской области «Умное голосование» поддержали 20 «красных» кандидатов из 25 мест по одномандатным округам, а также трёх эсеров и двух членов ЛДПР. Аналогичная ситуация и в Калужской области: из 20 мандатов 14 «умная машина» ФБК предлагает отдать коммунистам. «Справедливой России» и ЛДПР отдадут по три места в «идеальном парламенте».
В Воронежской области, где сторонникам оппозиционного политика предложены на выбор, в зависимости от округа, 19 коммунистов, 8 эсеров и один член партии «Родина». В Курганской области, по мнению кураторов УГ, шансы есть только у представителей двух партий, из них 13 — члены КПРФ и четверо — эсеры.
Наибольшее разнообразие — в Рязанской области: среди тех, за кого призовёт голосовать система Навального, есть даже один кандидат от новой партии Захара Прилепина «За правду», которую эксперты называли одним из кремлёвских проектов. Также в рязанское Заксобрание предлагается выбрать по семь коммунистов и членов ЛДПР, а также пять эсеров.
Только в двух регионах КПРФ не имеет большинства в системе УГ: это Челябинская область и ЯНАО. На Южном Урале УГ предлагает проголосовать за 20 представителей СР, восьмерых коммунистов и двух сторонников Жириновского.
В ЯНАО, где по одномандатным округам избирается всего 11 кандидатов, большинство взяло ЛДПР — восемь кандидатов против трёх коммунистов.
Похожая ситуация с «красным» большинством уже случалась в 2019 году, когда «Умное голосование» опробовали в первый раз на выборах в Мосгордуму: тогда из 45 округов сторонникам Навального предложили проголосовать за 33 коммунистов, в конечном итоге в столичный законодательный орган прошли 13 депутатов от КПРФ.
Среди поддержанных УГ кандидатов нашёлся и коммунист Яков Новосёлов, который избирается в Заксобрание Новосибирской области. «Открытые медиа» писали, что его кампанию финансирует местный бизнесмен, ранее проходивший по делу об участии в организованном преступном сообществе и обвинявшийся в вымогательстве. Также ОМ обратили внимание, что сам «оппозиционный» кандидат на протяжении последних лет получает контракты от мэрии Новосибирска через свой центр здорового питания, где за бюджетные деньги исследует качество продуктов питания.
Сейчас, как и в 2019 году, многие политики не согласны с «расчётами» соратников Навального, ответственных за «Умное голосование» и считают, что поддержку должны были получить не парламентская условная оппозиция в лице КПРФ, а по-настоящему независимые кандидаты. Например, Максим Кац раскритиковал выборку кандидатов УГ из-за того, что вместо поддержки нескольких кандидатов от «Городских проектов» система Навального поддержала коммунистов. В Twitter он поспорил с куратором проекта Леонидом Волковым: «Реально везде технические кандидаты от КПРФ, даже в округах, где у наших собраны телефоны 20% округа, лежит 4 тиража в ящиках и собрано более миллиона на кампании».
В ответе Кацу Волков сообщил, что кандидатов от «Горпроектов» УГ поддержало в тех регионах, где их кампании были активнее и заметнее, чем у других. Таким образом следует, что ставка системы Навального делается не на взгляды и позицию потенциальных депутатов, а на их электоральную активность и шансы победить главного антагониста — члена «Единой России».
Волков отказался отвечать на вопросы «Открытых медиа», сославшись на эмоциональную усталость и неготовность «в очередной раз» объяснить принцип электронного голосования.
Не поддерживают содержательную часть УГ и в «Яблоке», рассказал «Открытым медиа» зампредседателя партии Иван Большаков. По его словам, голосовать нужно за тех кандидатов, чьи взгляды и платформа близки избирателю, а не исходя из механического подсчёта, у кого больше шансов победить.
«В противном случае получается, что выбирают коммунистов, ЛДПР, которые потом поддерживают „Единую Россию“ и примыкают к ней в различных законодательных органах», — считает Большаков. Он отметил, что сами кандидаты подбираются координаторами региональных штабов Навального, что не исключает внутренних договоренностей. Большаков обращает внимание на поддерживаемых УГ кандидатов от «Новых людей» (на выборах муниципального уровня) и «За правду» — согласованных партий, созданных для оттягивания голосов оппозиционных кандидатов. «Если проходят коммунисты, которые, как Николай Губенко потом в Мосгодрдуме поддерживают спикера Шапошникова, или как Елена Шувалова, которая поддерживает Лукашенко, на мой взгляд, это не является умным голосованием», — заключил Большаков.
Политолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов в разговоре с ОМ отмечает, что принцип работы «Умного голосования» состоит в поддержке кандидатов, которые способны нанести «наибольший ущерб» кандидату от партии власти, и в регионах это означает по большей части поддержку кандидатов от парламентских партий «системной оппозиции». Если сравнивать нынешние выборы с выборами Мосгордумы осенью 2019 года, то в Москве было зарегистрировано довольно много независимых кандидатов, отмечает Голосов.
«Но в регионах этого нет, — указывает эксперт. — Независимых кандидатов почти не регистрируют, а кандидатов от системных партий не зарегистрировать очень сложно, потому что они пользуются льготой и не должны собирать подписи».
При этом, если при поддержке «Умного голосования» в региональных парламентах появятся даже «относительно независимые депутаты», обязанные своим местом избирателям, то в заксобраниях как минимум станут «проговаривать» местные проблемы, отмечает Голосов. «Если мы вспомним, как происходило принятие поправок к Конституции в Заксобраниях — а это был необходимый этап — мало того, что они все проголосовали за эти поправки, но они голосовали единогласно. Если бы были критически настроенные депутаты в Заксобраниях, то даже если политический результат был такой же, информационная среда вокруг голосования в регионах была бы уже другая», — уверен политолог.