О чем пишут (mak_50) wrote,
О чем пишут
mak_50

Categories:

Госсовет: Путин готовит себе «запасной аэродром», вопреки Конституции?

https://svpressa.ru/politic/article/278671/

Новый конституционный орган может превратиться в альтернативный центр власти

Материал комментируют:

14 октября Владимир Путин внес в Госдуму долгожданный законопроект о Госсовете. В своем послании Федеральному Собранию 15 января президент предложил закрепить статус Госсовета в Конституции. Задачи органа Путин сформулировал в поправках к Основному закону, которые внес в парламент: «обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти» и «определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ».

Многие тогда сочли, что новый Госсовет может стать альтернативным органом власти, который Путин возглавит после окончания четвертого президентского срока.

Однако в марте глава государства отверг такую возможность: «Что это будет означать? Это будет означать ситуацию двоевластия в стране, для России абсолютно губительную ситуацию», — сказал Путин.

А буквально через несколько дней депутат Госдумы от «Единой России» Валентина Терешкова предложила обнулить президентские сроки Путина. И сценарий с Госсоветом потерял актуальность.

И вот — законопроект о Госсовете все-таки появился на свет. Вот его основные положения:

—  Госсовет является конституционным государственным органом. Председателем Госсовета является президент, членами — премьер, председатели Совета Федерации и Госдумы, руководитель администрации президента и главы регионов. В состав Госсовета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции Госдуме, представители местного самоуправления и иные лица. Также будет формироваться президиум Госсовета, состав которого будет определять председатель Госсовета, то есть президент.

— В Госсовете могут быть образованы комиссии, рабочие группы и иные рабочие органы. Комиссии Госсовета создаются президентом по направлениям деятельности Госсовета, в их состав будут входить представители федеральных и региональных органов госвласти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе те, кто не являются членами Госсовета.

— Заседания Госсовета будут проводиться регулярно в соответствии с планом, утвержденным его председателем.

— Госсовет может направлять рекомендации по вопросам стратегического планирования в правительство, регионы или муниципалитеты. Госсовет в своем решение может указать на необходимость изменения законодательства. Организационное обеспечение деятельности Госсовета осуществляет администрация президента.

— Наконец, ключевой пункт. В законопроекте впервые раскрывается понятие «единая система публичной власти», также появившееся в обновленной Конституции. Под ней понимаются федеральные и региональные органы госвласти, иные госорганы и органы местного самоуправления «в их совокупности», осуществляющие свою деятельность «в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий социально-экономического развития государства».


На фото: президент РФ Владимир Путин в Ново-Огарево во время расширенного заседания президиума Госсовета по видеосвязи (Фото: Алексей Дружинин/ТАСС)

Как заявил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, Госсовет не дублирует функционал других органов власти: «Это орган при президенте, созданный в первую очередь для лучшего диалога между уровнями власти при выработке общегосударственных решений».

Тем не менее, некоторые аналитики убеждены: Госсовет может превратиться в весьма влиятельный орган, и на практике это будет зависеть только от его состава и намерений лично Путина.

— На наших глазах де-факто происходит конституционный переворот, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — В 1-й и 2-й главах Конституции, которые считаются неприкосновенными — их не затронули принятые поправки — сказано однозначно: в России существует всего три органа государственной власти. Это правительство, парламент и судебная власть. Все — других органов власти не предусмотрено.

Но президент вводит новое понятие — публичная власть, куда подминается и местное самоуправление. Хотя, напомню, согласно тем же «неприкасаемым» главам Конституции, местное самоуправление не входит в систему государственной власти.

На мой взгляд, инициативы, изложенные в проекте закона о Госсовете, являются антиконстиуционными шагами. Я не понимаю: почему молчит Конституционный суд, безмолвствует парламент? Ведь мы наблюдаем, как в России уничтожается право, и как Россия превращается в государство, которым пожизненно будет руководить лично Путин.

«СП»: — Но в проекте закона о Госсовете сказано, что главой органа является президент. По идее, после окончания президентских полномочий Путин не может быть главой Госсовета. Разве нет?

— На мой взгляд, нет никаких проблем внести при необходимости в закон поправку -формулировку, что Госсовет может возглавлять и бывший президент. Повторюсь, мне печально наблюдать за тем, что происходит в стране. Как можно так обращаться с Конституцией? Я понимаю, это ельцинская Конституция, к ней много претензий. Но нельзя жить без правил, жить по принципу «если джентльмену не нравятся правила игры, он меняет правила».

Сейчас, я считаю, мы находимся в перманентном состоянии крушения основ конституционного строя.

Ведь можно было действовать по-другому. Вам не нравится конституционное устройство России? Хорошо, ладно: собирайте Конституционное собрание — все рычаги власти сегодня у Путина и его окружения, и собрать послушное президенту КС можно без проблем. Собрание обсудит проект новой Конституции — который де-факто напишет администрация президента, — и примет решение: выносить новую Конституцию на всенародное голосование, или принять голосами членов Конституционного собрания (такая процедура предусмотрена в 9-й главе действующего Основного закона).

Путин мог бы без референдума принять новую Конституцию — и это был бы легитимный процесс, по букве действующего закона. Но нет — Кремль начинает изобретать конструкции с публичной властью, уничтожать местное самоуправление, и вводить новый орган власти в лице Госсовета. И теперь получается, что Госсовет будет давать указания власти, какие решения ей принимать.

В результате, я считаю, Россия скатывается в государство, в котором правит не закон, а амбиции одного человека. И прав у этого человека уже столько, сколько не было ни у царей, ни у генсеков.

Надо думать, в Кремле будут теперь торжествовать: у них в руках отныне все рычаги власти, и они могут творить что угодно. Но, понимаете, продолжаться все это будет не бесконечно.

«СП»: — Почему вы так считаете?

— Потому что новая конструкция является нежизнеспособной — в ней отсутствуют предохранительные клапаны. Недовольство, которое накапливается в обществе, должно в какой-то форме стравливаться. А здесь предохранительные клапана наглухо заварили — мол, «паровой котел» крепкий, и не допустит взрыва. Народ, дескать, никуда не денется — будет голосовать на выборах как надо, а не будет — так власть «нарисует» те результаты, которые ей необходимы.

Все это, я считаю, приближает Россию к новым историческим потрясениям. И надо понимать: новой революции страна не переживет. Она с трудом выжила в двух предыдущих катаклизмах — 1917-го и 1991 годов, — каждый раз теряя и значительные территории, и людей. Третьего катаклизма, на мой взгляд, Россия не переживет — она исчезнет с политической карты мира, рассыпавшись на десяток небольших суверенных государств.

И готовит этот сценарий не ЦРУ и не Госдеп США, а наша собственная российская элита.

— В России есть самовластие президента, и это самовластие, утвержденное в обновленной Конституции, нуждается в демократических и консультативных румянах, — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Законопроект о Госсовете — это и есть такая косметика.

То, что мы видим в законопроекте о Госсовете — результат отказа Путина от первого варианта транзита. Я считаю, глава государства понял на примере Казахстана, что пост главы Госсовета ему ничего не гарантирует.

Посмотрим проект закона предметно, возьмем раздел о полномочиях и задачах Госсовета. В нем дважды сказано «содействие», трижды «подготовка предложений президенту», дважды «обсуждение», один раз «рассмотрение». Это что, полноценный орган государственной власти? Ничуть не похоже — просто рюшечка-финтифлюшечка!

Дальше, функции Госсовета: трижды «участвует», дважды «рассматривает вопрос», и по одному разу «анализирует» и «обеспечивает мониторинг». Честно говоря, это больше похоже на положение администрации президента об экспертно-аналитическом управлении. Выглядит так, будто решили повысить статус экспертно-аналитического управления, и набрать туда еще и губернаторов.

Заметьте, ведь и сейчас Госсовет функционирует: президент выслушивает на его заседаниях умные речи руководителей регионов и лидеров партий. Получается, и в новом Госсовете Путин так же будет слушать — в точности по пословице «а Васька слушает, да ест».

Тут встрепенулась общественность: ах, Госсовет будет наделен правом законодательной инициативы! Прямо об этом не сказано, но возможность действительно есть. Но кто, скажите, у нас председатель Госсовета? И какая разница, что законопроект в Госдуму или Совет Федераций будет внесен президентом просто как президентом, либо президентом как председателем Госсовета?!

Члены Госсовета и сейчас имеют право законодательной инициативы: губернаторы — пожалуйста, вносите в Госдуму что хотите, лидеры или представители партий, имеющих фракции в парламенте — и так вносят. Получается, право законодательной инициативы Госсовета — это чистый дубляж!

Большой крик стоит по поводу раскрытия понятия «публичная власть». Ну, раскрыта она — и что? У нас вся Конституция двусмысленная, у нас все так — когда нужно исказить смысл закона, и сделать как нужно власти, то это делается. И смысл системы от этого не меняется — де-факто, все находится «под колпаком» хозяина Кремля, и прикрывается демократическим макияжем.

«СП»: — Для чего тогда понадобился закон о Госсовета?

— Я считаю, элита получила очередной «орден Подвязки». Прецеденты уже были: члены Совета Федерации, которые раньше были просто членами СФ, вдруг стали сенаторами. Звучит благородно, пусть попутно у сенаторов отняли часть полномочий — право назначать Генпрокурора.

Были губернаторы и одновременно сенаторы — теперь сенаторство у них отняли, но взамен дали рюшечку: сделали членами обновленного Госсовета. Но что от этого меняется? Ну, будут красиво заседать, как на картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» вокруг государя-императора. Спасло это империю в 1917-м? Не спасло. Удовлетворило членство в Государственном совете тогдашние элиты Российской империи? Нет, они предали императора.

И нынешние российские элиты нынешнего главу государства, я считаю, при необходимости предадут. Вне зависимости, будут они членами Госсовета или нет.

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments