О самом злободневном заговорил, выйдя к думской трибуне, первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Васильевич КОЛОМЕЙЦЕВ.
Как ни старалось думское большинство увести парламентариев от серьезных проблем в дебри мелкотемья, коммунистам удалось сконцентрировать внимание палаты на вопросе социального расслоения граждан – резком обнищании 90 % населения и баснословно обогащающейся за счет государства горстке приближенных к Кремлю олигархов.
В начале своего выступления Н. Коломейцев напомнил о том, что среди праздничных и памятных дат, отмечаемых в начале марте, подзабыто, что 9 марта исполнилось сто лет настоящему Герою, командиру расчета, водрузившего Знамя Победы над Рейхстагом, Алексею Прокофьевичу Бересту. Его жизнь – пример служения стране и народу. Он жил как герой и погиб как герой в 49 лет, спасая маленькую девочку, брошенную родителями на железнодорожном переезде. «Мы не имеем права забывать таких людей», – подчеркнул коммунист и перешел к сути своего выступления – бюджетной политике в РФ:
— Уважаемые коллеги! За последние пять лет бюджеты Российской Федерации выросли на 9,5 процента, корпоративная прибыль увеличилась на 52,3, а реальные доходы населения уменьшились на 7,9 процента.
Только за последние два года корпоративная прибыль просто галопирует, а нищета прогрессирует. А с думской точки зрения, уже перезрела необходимость проанализировать и выяснить, куда делись деньги 28 миллионов пенсионеров, которые откладывали они и их работодатели на накопительную пенсию. Это особенно актуально накануне отчетов, прежде всего, председателя Счетной палаты, который придет в Госдуму 7 апреля. Мы обязаны спросить его о месте нахождения накопительных пенсий наших граждан.
Хотелось бы также спросить: куда и как расходуются деньги Фонда национального благосостояния?
Хотелось бы также понять, почему у нас деньги, которые при утверждении резервных фондов обозначались как средства для поддержки малоимущих и тех, кто попал в экстраординарные ситуации, на самом деле не расходуются, тогда как в стране сложилась как раз та самая сверхординарная ситуация.
Почти две недели мы провели в округах. Я уверен, что подавляющая часть из вас, коллеги, встречалась с избирателями, слышала ропот и колоссальное недовольство наших избирателей по поводу нарастающей безработицы, нищеты и одновременного нарастающего числа миллиардеров.
Вдумайтесь: за прошлый год, когда страна боролась с пандемией, на 7 человек увеличился российский список Forbes. К сожалению, одновременно возросло у нас и число нищих. Если бы Росстат применял методику так называемых лишений, то у нас бы, по мнению экспертов, насчитывалось живущих за чертой бедности 35–41 миллион. Сегодня, согласно особому подсчету, таких бедняков 21 миллион, что тоже немало.
Другие у нас становятся сверхбогатыми, скорее всего, благодаря тем средствам, которые государство выделяло на борьбу с пандемией и на поддержку экономики, чтобы не дать ей обрушиться. Другие безболезненно вывозили и вывозят на Запад то, что предназначено для страны, не вкладывая в собственную экономику ни копья. И это – несмотря на наши усилия сделать внутренние офшоры, чтобы средства оставались в стране, на попытку дать льготы во время пандемии. Все это было. Но, вероятно, эти меры не совсем те, они не попали в ту точку, в которую должны были попасть.
Кроме того, за последние 20 лет прошло пять пенсионных реформ! И люди на встречах говорят, что пенсионные реформы придумывались не для увеличения пенсий и улучшения состояния пенсионеров, а чтобы умыкнуть деньги. А что происходит в последнее время? Собраны триллионы рублей накопительных средств. Это деньги работодателей, плативших на пенсии будущих пенсионеров, и тех граждан, которые платили свои 6 процентов на накопительные пенсии. Для этих накоплений было создано сначала 42 негосударственных пенсионных фонда, потом их стало 102. Потом Следственный комитет, многие слышали об этом, возбудил уголовное дело по факту незаконного перевода в пять негосударственных пенсионных фондов 500 пенсионеров без их согласия. Понимаете, что происходит? С одной стороны, государство отказывается платить накопительную часть неработающим пенсионерам, не индексирует пенсии военнослужащим, не индексирует пенсии работающим пенсионерам. А с другой стороны, берем и запросто перебрасывает пенсионные деньги в ВТБ-капитал, там, видите ли, очень нужны дополнительные деньги.
Вероятнее всего, нам все же надо, чтобы Счетная палата проанализировала: а объективно ли наше валютное законодательство? Почему семь законов, которые мы, КПРФ, разработали с Университетом Кутафина, о реальной деофшоризации, не находят поддержки в Думе и не рассматриваются, хотя мы не предложили там ничего сверхординарного? Мы предложили требования, которые действуют сегодня в странах "семерки" и в большинстве стран "двадцатки". У нас же сегодня получается, что наш производитель находится в загнанном состоянии по сравнению с офшорным капиталом. И мы его никогда не вернем, этот офшорный капитал, учитывая, что в 17 офшорах все счета обслуживаются американскими, британскими банками. Вероятней всего, нам бы следовало ужесточить законодательство и не повышать НДС, как сделали в развитых странах. Германия за время пандемии снизила на 3 процента НДС. В Германии 40 процентов потребительских цен контролируется федеральным правительством, еще 20 – земельными правительствами.
А мы, КПРФ, вносим третий раз закон о контроле над ценами, но он почему-то не рассматривается. В закон о статистике вносим поправкой частичную компенсацию этого закона, но все лежит без движения.
Уверен, эти законы надо рассматривать в первоочередном порядке, дабы наши жители чувствовали нашу поддержку.
Но принимается то, что гражданам не нужно. За три месяца Госдума приняла 15 законов, которые резко ужесточили возможность выступать законно, в том числе в интернете. На кого работает парламент? Нельзя закрыть рот народу, если не решаются насущные проблемы.
Думаю, что из-за недовольства масс не вносится очередное Послание президента. Предыдущее Послание было направлено на борьбу с бедностью, на поддержку семей. А мы разве выполнили эту задачу? У нас 70 процентов, по мнению бывшего министра труда Топилина, – семьи с детьми живут на средства ниже прожиточного минимума.
У нас пенсия реальная в большей части регионов не позволяет нормально выживать и покупать одежду.
Сейчас мы вступили в заключительную часть законотворческого процесса нынешнего, седьмого созыва. Вероятней всего, отчет Счетной палаты и председателя правительства поставят предварительную точку нашей работы. В связи с этим хотелось бы всем депутатам пожелать не промахнуться в вопросе об НДС.
Мы, коммунисты, предлагаем принять сегодня прекрасный закон о расщеплении НДС в пользу регионов. Считаем, что пора начинать регионам постепенно выходить из долгов, для этого НДС должен расщепляться в соотношении 60 на 40 – 60 оставлять Федерации, а 40 отдавать в территории. Кроме того, в тридцать пятый раз мы будем рассматривать проект закона "О государственном регулировании нефтяной отрасли". Когда-то же надо остановить диктат 243 вертикально интегрированных нефтяных компаний? Пора переходить к государственному регулированию, как это делается в Норвегии, в ряде других нефтедобывающих стран. Есть государственное регулирование, и там нет нищеты, и Фонд национального благосостояния кратно выше нашего.